Эпизод 3. Свободный иконописец

Глава 1-я, в которой настоятель собора протоиерей Александр Сорокин вспоминает историю знакомства с отцом Зиноном и рассказывает о его долгом пути к устроению нижнего храма Феодоровского собора и связанных с этим событиях.

Свободный иконописец

Довольно скоро о Гверстони узнали многие, кто интересовался творчеством отца Зинона и искал контакта с ним. «Народная тропа» постепенно стала превращаться в оживленную трассу, а заурядный деревенский огород скоро превратился в настоящий оазис с изысканным садом, цветочными клумбами, аккуратными постройками, включая мастерские, баню и все необходимое для жилья и работы.

Там же под руководством «отшельника» было начато строительство шедевра: церкви по образцу древних византийских храмов. Материалом послужил местный камень-известняк, из которого, например, сооружена одна из главных достопримечательностей Псковщины – крепость XIV века в Старом Изборске.

Строительство и виды храма в деревне Гверстонь

Кстати говоря, Старый Изборск находится в 15 километрах от Гверстони, если ехать по проселочным дорогам. Именно этот путь я регулярно проделывал в те годы на велосипеде, навещая отца Зинона почти каждое лето, когда приезжал в очередной отпуск в Изборск к теще. В один из таких визитов даже застал у него другого регулярного гостя – знаменитого искусствоведа и реставратора Савву Ямщикова (1938–2009), трудами и принципиальной позицией которого возрождались и сохранялись многие культурные ценности России. Помню, как, забросив мой велосипед к себе в микроавтобус, Савва Васильевич в компании с каким-то своим товарищем подвозил меня обратно до Изборска.

Общение с отцом Зиноном – огромное удовольствие для всякого, кто интересуется культурой, искусством, богословием, историей, причем не только историей Церкви, литургикой, литературой, музыкой и многими другими темами, даже кулинарией и наукой правильного питания: во всем этом отец Зинон выказывает незаурядные познания, а главное – умение ясно, свежо, оригинально и убедительно судить. Да и сам он, несмотря на то, что любит повторять о своем монашеском призвании к уединению, ценит интересное общение. Однако непрестанные и часто неожиданные «паломничества» различных званых и незваных гостей в Гверстонь начали не столько радовать, сколько утомлять иконописца, отвлекая от работы.

К тому же довольно суровый климат вкупе с деревенскими, то есть во многом спартанскими условиями жизни выглядели привлекательной экзотикой только в восторженных глазах заезжих гостей: на самом деле драгоценную значительную часть рабочих будней трудолюбивый мастер вынужден был тратить на борьбу за элементарные бытовые удобства – особенно в холодное зимнее время, которое на Псковщине ничуть не короче, чем в сумрачном Петербурге.

Все это подвигло отца Зинона покинуть и Гверстонь, чтобы пуститься в дальнейшие странствия. После недолгого пребывания в Троице-Сергиевой Лавре он принял приглашение своего давнего знакомого владыки Илариона (Алфеева), в ту пору епископа Венского и Австрийского, а ныне митрополита Волоколамского, председателя Отдела внешних церковных связей, приехать в Вену для работы над росписью православного кафедрального собора Святителя Николая.

Случилось это в 2006 году. С этого времени мои, хотя и не частые, но все же более-менее регулярные контакты с отцом Зиноном надолго прерываются. Поэтому здесь мы ненадолго прервем наш рассказ об отце Зиноне и сделаем маленькое отступление, необходимое для понимания дальнейшего повествования.