Эпизод 16. «Как можно меньше повествовательности»

Отрывок из главы 2-й, в которой отец Зинон рассказывает о нижнем храме Феодоровского собора «от первого лица».

Рабочие, которые трудились над восстановлением Феодоровского собора, наблюдая за моей работой в конхе центральной апсиды, несколько раз спрашивали: «А почему здесь изображены лев, корова (!), орел?». Я, естественно, объяснял им. Суть вопроса в том, как соотносится буквальный смысл Откровения с его богословским истолкованием. Символ – это знак, посредством которого максимально возможно выразить реалии горнего мира в мире дольнем. Символ призван восхитить ум и дух молящегося, сделать его способным к созерцанию тайн нашей веры.

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Повествовательность в программе росписи храма характерна для поздневизантийского искусства, когда богословская мысль находилась в «оцепенении» и даже в упадке. А это, естественно, не могло не сказаться и на церковном искусстве. На мой взгляд, современному церковному художнику при росписи храма следует выбирать те сюжеты, которые лучше всего выявляют смысл и содержание действа, совершаемого в храме. Лучше всего пояснить вышесказанное на примере росписи северной апсиды.

Северная апсида нижнего храма (предложение)

Северная апсида нижнего храма (предложение)

В нашем служебнике эта часть храма называется предложением (по-греч. – прóфесис). Так как здесь приготовляются хлеб и вино для евхаристического жертвоприношения и в этих наших скромных дарах мы как бы предузнаем Голгофскую Жертву, здесь представлены события Ветхого Завета, которые рассматриваются Церковью как прообразы Боговоплощения и Евхаристии. Каждый воцерковленный человек, хотя бы немного знающий Священное Писание Ветхого Завета, без труда узнает, что здесь изображено.

  • Моисей перед неопалимой купиной; он же, получающий Закон на Синае, видящий только тень славы Божией, но не увидевший лица Его; и
  • он же, высекающий воду из камня в пустыне.
  • Авраам, приготовившийся принести в жертву Яхве своего единственного сына, сына старости.
  • Мелхиседек, царь и священник, встретивший Авраама и его слуг с хлебом и вином,

– все это прообразы, совершение которых мы видим в Таинстве Евхаристии.

В этом же контексте можно ответить на вопрос: почему Моисей изображен молодым? Ведь согласно Писанию, ему было восемьдесят лет, когда начались события исхода Израильского народа из Египта.

 

Моисей у купины неопалимой (фрагмент фрески в северной апсиде)

Моисей у купины неопалимой (фрагмент фрески в северной апсиде)

В книге Второзакония Господь говорит:

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет Господь Бог твой, – Его слушайте» (Втор. 18, 15).

Моисей всегда рассматривался Церковью как прообраз Христа. Христос – новый Адам. На раннехристианских мозаиках и фресках Он часто изображен безбородым. По этой причине и Моисей, будучи прообразом Христа, изображается молодым. Это один из примеров того, как богословское осмысление текстов Священного Писания, а не буквальное следование им, определяет иконографию тех или иных персонажей или сюжетов Священной истории.

Голгофа

Голгофа

Так, на самых ранних изображениях Распятия мы видим Христа в хитоне. Нет сомнения в том, что христианские живописцы знали Евангелие, знали то, что Христос был пригвожден ко Кресту обнаженным, а о Его цельнотканом хитоне воины бросали жребий. Однако изображали Распятого именно в хитоне, исходя из пророчества Исайи: «Почто червлены ризы Твоя…» (Ис. 63, 1). Этот стих толковали как пророчество о страданиях Мессии и Его одеждах, обагренных кровью.

Но со временем в поздневизантийском искусстве возобладали повествовательность и иллюстративность. Кроме двунадесятых праздников, на стенах храмов появляются многочисленные сцены из Евангелий, из книги Деяний, из житий святых. И когда перед молящимся такое обилие изображений, глаз его утомляется и воспринимает все это почти как орнамент.

Продолжение следует.