Главная заповедь

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Мф. 22:35-46

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим два разных вопроса. Один обращен ко Христу, второй вопрос Христа обращен к фарисеям. Но, по сути дела, и в одном, и в другом случае речь идет о двух самых главных вопросах нашей человеческой жизни: о том, Кто такой Бог и кто такой человек, поскольку от ответа на эти вопросы зависит наша личная жизнь, жизнь общества, жизнь культуры, цивилизации. И мы видим, что ответ и на первый, и на второй вопрос – это не только и не столько слова, сколько Сам Христос. Ведь Он есть живой ответ на то, что заповедь о любви Бога, о любви к Богу и к человеку находят свое выражение именно в Нем, когда любовь Божия приходит и видимым образом открывается, становится доступной каждому из нас. И вместе с тем Он также есть живой ответ (а не просто какая-то экзегетика, толкование Священного Писания, схоластика), ответ на вопрос о том, кто же Мессия: сын Давида или Сын Божий, то есть Господь, Господин, Бог Давида.

Христос показывает, что здесь нет альтернативы, если посмотреть на Него как на богочеловека. Любовь к Богу и любовь к человеку связаны неразрывно друг с другом. То, что Мессия человек и потомок Давида, и то, что Он одновременно Господь, Бог Давида – это точно так же становится видимо именно в Нем.

И действительно, от того, как мы смотрим на человека – сверху, или снизу, или с другой позиции – по сути дела, зависит очень многое, поскольку если мы просто делим эти заповеди и говорим, что да, мы очень любим человека, но о Боге, может быть, мы задумываемся не в первую очередь. Если мы посмотрим на историю, то вот такой гуманистический, в принципе укорененный в христианстве, но тем не менее лишенный уже первой заповеди подход приводил к тому, что человек просто сводился до уровня какого-то биологического организма или социологической единицы – просто «некий человек», «человеко-часы», как мы говорим иногда, когда в каких-то фирмах, на предприятиях оценивается человеческий труд. Человек сводился просто к какому-то составляющему своего человеческого бытия.

И поэтому, если посмотреть на историю, очень часто как раз те, кто проповедовали гуманизм, становились источниками самых, наверное, сильных гонений на человека, уничтожений человека. Поскольку человек, сведенный к какой-то одной грани своего человеческого бытия, человек, на которого мы смотрим снизу, только снизу, не может предстать во всей своей красоте и полноте.

Бог же предлагает нам вот этот взгляд на человека сверху. Бог смотрит на нас сверху и предлагает посмотреть на себя и на наших близких глазами Евангелия, сверху показывая, что каждый человек: и я, и мой ближний – это загадка. Загадка, которую Бог предлагает мне, чтобы через ближнего я постиг, кто я такой.

И эта загадка действительно очень нежная, очень хрупкая, поскольку апостол Павел говорит сегодня о том, что мы носим вот это сокровище, сокровище любви, о котором говорит Христос, в «глиняных сосудах». Это сосуды не из золота, это сосуды не из серебра, это сосуды из глины. Сосуды, которые легко уронить, разбить и разбить так, что их потом не склеишь. Эти сосуды несут на себе какие-то уже признаки прошедшего времени, прошедших лет, трещины, может быть, кусочки от них уже начинаются отваливаться, но важно понять, что смысл сосуда вот в таком понимании – это не он сам, а это то, что находится внутри него.

Если мы приходим в музей, мы видим какие-то золотые сосуды древности, в которых было некое содержимое. Эти сосуды нам показывают,  они находятся в витринах, мы восторгаемся ими, но самом деле они пусты, в них уже ничего не осталось. И ту свою задачу, ту свою функцию, которую они должны были исполнять изначально, они уже не выполняют. Поэтому через образ сокровища – любви в глиняных сосудах – апостол Павел его конкретизирует: через свои нелегкие обстоятельства жизни, о которых мы слышали в проповеди, гонения, в какой-то мере, наверное, по-человечески безысходность, постоянные проблемы, то, что люди не слышат и не откликаются на его апостольскую проповедь, может быть, настолько, насколько хотелось бы, – все это показывает, что главное не он, главное не вот этот его «сосуд», а главное – содержимое.

Мы видим, что сам сосуд человеческой плоти Христа на кресте разбивается, чтобы затем собраться воедино уже совершенно в новом качестве – в качестве Воскресения. И поэтому исполняя заповедь о вот этой двуединой любви и приходя на Божественную литургию для того, чтобы здесь особым образом встретиться со Христом и наполнить свой «глиняный сосуд» Его благодатью, Его любовью, Его надеждой, которая просвещает и дает смысл каждому христианину, будем помнить о том, насколько хрупки мы, насколько хрупкими являются люди, которые находятся рядом с нами, насколько легко разрушить что-то, что есть в наших межчеловеческих отношениях, и в межхристианских, и в наших семьях, и с теми людьми, которые, может быть, далеко от Церкви, но с которыми мы сталкиваемся где-то на работе, в местах нашей учебы и т.д.

Если мы поймем эту хрупкость, эту красоту другого человека, то в том числе и через нас (как мы слышали в сегодняшнем Апостольском чтении) сможет открыться более сильная, более великая сила Божия – сила от Бога, а не от нас самих.

Аминь.

Благодарим за расшифровку текста Владислава Рахматулина

 

Главная заповедь. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/