Притча о званых и избранных

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Лк.14:16-24 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим притчу. А литературный жанр притчи –это всегда трамплин. Нам предлагается совершить головокружительный прыжок мысли, духа, для того чтобы открыть для себя новое измерение, новые глубины и тайны: что есть Бог и что есть человек. Притча, которая сегодня рассказывается, говорит о божественных вещах и о том, как божественное соотносится с нашей повседневной жизнью и с тем, что наполняет эту жизнь. А то, что это притча об ужине (другие евангелисты говорят, что это не просто ужин, а свадебный ужин, свадебный пир, который не просто человек, но царь устраивает в честь своего сына), помогает глубже понять, что для древних людей жизнь – это праздник, некий пир, на который приглашается человек.

Дальше, уже в зависимости от того, что говорит религия этой культуры, будут разные варианты. Античные боги не приглашают людей на свой пир, чтобы на равных войти в этот праздник. Бог Израиля приглашает свой народ на равных разделить радость брачного пира, радость дружеского застолья – это метафора тех отношений, которые Бог устанавливает с человеком: Бог Живой устанавливает именно такую связь со своим народом, который призван стать народом избранным.

Конечно, буквальный смысл сегодняшней истории состоит в том, что первыми законными гостями являются иудеи, которые веками ожидают пришествие Мессии и наступление мессианского царства, этого пира. И именно эти гости оказываются не готовы. Те же, кого зазвали где-то на площадях, – это, конечно, изгои: мытари, грешники, прозелиты, вчерашние язычники, которые обратились в веру истинного Бога. Наконец, самые отверженные люди найдены на перепутьях дорог, потому что живут за стеной города, промышляют там. И вот, словно по иронии судьбы, они приглашены за праздничный стол. А те, для кого был устроен этот пир, оказались его недостойны.

Если отречься от буквального, исторического понимания этой притчи (как ее понимали слушатели Христа), конечно, она для нас тоже является уроком мудрости в том, что в нашей жизни является по-настоящему необходимым и неотложным. Конечно, люди, которые отказываются войти на брачный пир, приводят совершенно разумные доводы. И современному человеку это особенно понятно. Но современный мир может явить нам и то, к чему ведет такая логика и такое отношение к жизни.

Дело в том, что современный человек живет в своего роде «комфортном нигилизме». Разве что только какие-то наивные люди считают себя атеистами. Большинство же людей не верит ни во что, а это и есть нигилизм. И всем комфортно, все живут в какой-то своей зоне комфорта. Но происходит так, что человек, живущий этой жизнью, в конце концов сталкивается лицом к лицу с собственной пустотой. Потому что единственное, что тебя влечет вперед, – это твои иллюзии, твои желания. Бог вынесен далеко за скобки, и в конце концов жизнь теряет важнейшие ориентиры. И эта свобода без ориентиров приводит к ощущению небытия. Собственно, в этом сегодняшняя притча является очень современной.

Человек приобрел поле и хочет насладиться своим владением; приобрел пять пар быков или какие-то транспортные средства и хочет на этом покататься, насладиться этим. Потом – у кого-то есть жена. И каждый из них говорит: «Считай меня оправданным, потому что причина, по которой я не могу разделить твою радость, является уважительной. Я совершенно прав в своем убеждении».

Проблема не в том, что невозможно этих людей ни в чем упрекнуть. Проблема в том, что логика жизни все расставляет на свои места. И, может быть, самый главный и простой урок, который каждый из нас может вынести, слушая сегодняшнюю притчу, – это решить, что в твоей жизни является по-настоящему необходимым, тем, что в другом месте в Евангелии называется «едино на потребу», а что является сиюминутным и отвлекает тебя от самого главного.

Конечно, главная мудрость состоит в том, чтобы жить в Боге: то есть когда твоя повседневная жизнь и все, чему ты посвящаешь свое время (особенно куда ты вкладываешь свое сердце), не было бы пустотой и не проваливалось в какую-то бесконечную черную дыру. Важно жить в присутствии Бога и поэтому обязательно в присутствии ближних и людей, для которых твои радости и твое горе тоже имеет смысл. Только разделенная с другими жизнь имеет смысл. Даже в самых бытовых проявлениях. Может быть, имеет смысл пересмотреть свою жизнь, чтобы не потерпеть полную неудачу. Очень многие люди терпят в жизни фиаско: муж и жена могут развестись, человек может остаться у разбитого корыта, кто-то может не состояться как родитель, отец или мать, если они упустили что-то важное в воспитании детей (они воспринимают это как серьезное поражение в своей жизни), можно потерпеть поражение в бизнесе.

Но ничего нет более ужасного и по-настоящему горького, чем потерпеть фиаско в глазах Бога. В истории Церкви, в истории христианства мы можем найти множество святых, которые выглядят полными неудачниками в глазах века сего, но при этом они сохранили самое главное. И нам важно напоминать самим себе, что является самым главным.

На ум приходит Кьеркегор, который в своем дневнике пишет, с какой горечью он созерцает людей, теряющих Бога из виду, когда Он исчезает из их жизни. Ему самому становится невероятно больно от одной мысли, что возможно такое несчастье и такая нищета. Дальше в своем дневнике он приводит интересную мысль, которая, может быть, будет полезна каждому из нас, чтобы навести порядок в своей жизни. Он говорит, что есть люди, которые предаются каким-то страстям, например алкоголю, теперь наркотикам, или каким-то постыдным занятиям, и голос совести им говорит и напоминает о том, что нужно остановиться. Звенит звоночек. Но человек в этот момент говорит: «Господи, я даю Тебе торжественное обещание, клятву – больше никогда в жизни я не сделаю это, это, это – сегодня последний вечер». Кьеркегор говорит, что этот «последний» вечер никогда не наступит: каждый вечер будет последним, и этот человек будет дальше и дальше погибать в своей страсти.

Совсем другое дело, когда человек говорит Богу: «Господи, я всегда буду пить, буду горьким пропойцей, я всегда буду смотреть неприличные фильмы, буду всегда заниматься чем попало, но только не сегодня вечером». И вот здесь уже есть какая-то надежда на спасение.

Каждый из нас может принять неудачное решение, пренебречь тем моментом жизни, когда тебя по-настоящему ждут и который вмещает в себя твое счастье: тебя ждет Бог, просто подумав: «Хорошо, но только не сегодня вечером».

Поэтому сегодня те, кто пришел на Божественную Евхаристию, – пришли по адресу. Именно о сегодняшнем ужине рассказывает эта притча, как и другие притчи, которые говорят о брачном пире.

Те, кто пришел к Богу для того, чтобы разделить радость богообщения и человеческого общения, оказались по адресу. С этим настроением совершим сегодня Божественную Евхаристию.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Притча о приглашении на пир. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/