Притча о мытаре и фарисее

 
 
 

Проповедь иерея Вячеслава Завального

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Лк.18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы вновь стоим на пороге одного из самых важных периодов церковного года. Начинаем путь навстречу Великому посту. Уже звучат богослужебные тексты постной триоди, и сегодня мы слышим евангельский текст, который повествует о мытаре и фарисее.

В этой притче два главных героя. Один, фарисей, ведет жизнь, которая соответствует всем религиозным правилам, порядкам и предписаниям. Он исполняет закон и искренне уверен, что в этом и есть весь смысл его религиозной жизни и общения с Богом.

Мытарь – полная противоположность. Само это слово «мытарь» – «сборщик налогов» – во времена Христа использовалось как синоним слова «грешник» или «язычник». Даже в храме ведут они себя очень по-разному. Фарисей доволен собой, доволен тем, что выполняет все предписания закона. Мытарь же даже не может поднять глаза от земли.

Но что удивительно, молитва мытаря сохранилась не только в тексте Евангелия, но и в нашем молитвенном правиле, в молитвенной жизни Церкви. Очень краткая молитва эта звучит так: «Боже, милостив буди мне грешному». При всей своей краткости она способна открыть нам удивительную глубину. Ведь мытарь – это настоящий и подлинный образец смирения.

Если мы с вами взглянем на образ Христа, который бережно сохраняется на страницах Евангелия, то увидим, что смирение, вопреки расхожим представлениям, является действительно божественным свойством. Ведь то, что является совершенным, подлинно настоящим, подлинно божественным, всегда в то же самое время – смиренно. Но как этому божественному свойству может научиться каждый из нас? И вообще, возможно ли это человеку?

Настоящему смирению мы учимся, созерцая самого Христа, Который сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Всякий раз, взирая на образ Христов, всякий раз, сравнивая свою жизнь с Христом, с Евангелием, мы учимся этому самому смирению, без которого невозможна подлинно христианская жизнь. Без Христа все теряет свой смысл. Вера, как у сегодняшнего фарисея, становится лишь поводом для гордости и тщеславия.

Но у сегодняшнего Евангелия есть еще одна удивительная сторона. Мы все, как и мытарь, являемся грешниками, которые приходят к Богу. Мытарь для нас не только пример смирения – это образ, который удивительным образом вдохновляет и вселяет самую настоящую надежду. Если мы посмотрим на сегодняшнюю историю, то увидим, что двери божественного милосердия открыты всегда и для всех. Покаяние человека встречает не грозный суд, а милость Божия, которая дает нам оправдание. И все, что было сделано: все грехи, падения, вся наша неправда – остаются в стороне, если мы с открытым и чистым сердцем придем к этому источнику Божественного прощения.

Происходит удивительная встреча человека и любящего Бога. И, наверное, самая радостная весть сегодняшнего Евангелия, сегодняшней истории про мытаря и фарисея заключается в том, что любовь Божия всегда побеждает. Любовь Божия всегда превосходит наш грех и неправду, любовь Божия делает нас с вами наследниками вечной жизни.

Аминь!

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Притча о мытаре и фарисее. Проповедь иерея Вячеслава Завального


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/