Притча о фарисее и мытаре

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Лк. 18:10-14

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышим хорошо знакомую нам притчу о мытаре и фарисее. Хотелось бы, чтобы с каждым годом, когда мы вновь и вновь накануне Великого поста слышим эту притчу, в нас действительно появлялось какое-то новое разумение. Не просто взглянуть на эту притчу глазами человеческими, т.е. слышать эту притчу как некую морализаторскую историю, а увидеть по-настоящему богословский смысл. Взглянуть глазами Бога и увидеть божественный смысл этой истории – потому что слова, которые произносятся в конце, являются ключом, ведь там говорится о том, что кто-то будет оправдан, кто-то будет унижен, кто-то будет возвышен. И нужно понимать, что субъектом действия является каждый конкретный человек, и в глазах Бога кто-то будет возвышен, а кто-то не будет стоить ничего.

Если мы попытаемся отвлечься от наших моральных категорий, взглянуть на эту притчу глубже, если хотите, в ее экзистенциальное измерение, то можем подумать, что каждый из этих персонажей имеет отношение к нашей собственной истории. И прежде всего, к истории наших отношений с Богом.

Конечно, мы привыкли эту притчу видеть так, будто две домохозяйки вошли в храм, и между ними происходит что-то очень простое, что мы можем очень легко описать. В действительности эта история совсем неординарная, и в храм входят очень неординарные люди.

Фарисей – это духовная элита общества, мытари – это их противоположность. Это два лагеря людей, которые не сообщаются. Мытари – это не просто налоговики, это определенные силовые структуры, которые занимаются разбоем, причем под покровительством закона, легально. Сегодня фарисей произносит слово «хищники», вот это и есть мытари.

То презрение, которым они пользовались, и то ощущение полной оставленности, которое у них было, сложно даже вообразить. Потому что у этих мытарей нет друзей – но зато есть такие же волки, хищники, с которыми у них выстраиваются такие же отношения, может быть, какие-то коррупционные схемы. Но они понимают, что они лишены того, что имеют другие люди, – родственных связей, ружбы. Они не живут среди людей – они живут в стае. Поэтому глубину несчастья этого человека можно представить.
Итак, главный урок этой притчи заключается в последних словах – «кто из них выйдет оправданным». Этот последний мытарь – он спустился из храма в мир оправданным.

Нужно понимать, что Христос рассказывает эту историю таким людям, как фарисеи, людям, которые считают себя праведными. Очень легко можно впасть в эту болезнь, потому что как только ты в чем-то лучших других, ты начинаешь с презрением относиться ко всем остальным и начинаешь играть роли. Поэтому Христос в другие моменты говорит о них – «комедианты», «лицемеры», люди, которые сделали себя «праведниками», надели на себя маску праведности. Внешне у них вроде бы все в порядке, а внутри – абсолютная пустота и ничтожество.

Здесь очень интересные антитезы. Каждый из нас имеет отношение и к тому, и к другому. В каждом из нас есть какой-то фарисей – рано или поздно мы оказываемся лучше других, и у нас возникает соблазн обратиться к Богу с молитвой благодарения. Интересно, что сегодняшняя молитва – это не просто молитва благодарения, это именно славословие. Славословие означает выразить в своей молитве, чем Бог велик и в чем состоит слава Божия. Для фарисея, наивного, поверхностного человека, образ Бога сводится к тому, что все величие Бога в том, что фарисей такой, какой он есть. В том, что он может собою полюбоваться, что он лучше этих, лучше этих, что он выполняет свои обязанности – как будто в этом и состоит величие Бога.

Конечно, Христос, который видит сердца людей и смотрит немного в других масштабах, – относится к этому с большим скепсисом. Другой персонаж, который входит в храм, мытарь, конечно, находится на глубине несчастья, и его молитва есть та самая молитва из глубины «de profundis» и самой бездны богооставленности. И он, как никто другой, понимает, что между ним и Богом – зияющая бездна.

Вот здесь возникает очень интересный образ, который мы встречаем в других историях, – образ расстояния. В притче о богатом и Лазаре герои тоже находятся по две стороны непроходимой бездны, и поэтому богач издалека обращается к Аврааму. Десять прокаженных, которые кричат Иисусу о помощи – они тоже не могут приблизиться. И наконец, наш мытарь – сегодня он тоже молится Богу, чувствуя, что между ним и Богом зияющая бездна.

Теперь самый главный ключ к любой евангельской истории. Все Евангелие – это счастливое известие о смерти и воскресении Христа. Поэтому в каждой истории нужно искать не мораль, не какие-то человеческие измышления, а искать первые проблески того, что свершится пасхальным утром. Христос спустится в ад, в ту самую бездну богооставленности. И Его смерть будет Воскресением. Поэтому сегодняшнее оправдание, которое постигло мытаря, фактически приобщило его к этой победе Христа над бездной, которая разделяла человека и Бога.

Может быть, это станет немного более понятным, если мы себе представим символизм храма. Потому что после этой истории, которую рассказывает евангелист Лука, начинается эпизод, где Христос восходит в Иерусалим – к своей последней Пасхе. Восходит к смерти, Воскресению – восходит в храм. Затем войдет на Голгофу. Поэтому, когда он окажется в храме, он увидит людей, которые приходят в храм совсем не для молитвы, или ложно понимаемой молитвы, как с этим сегодняшнем фарисеем.

Всякий раз, когда мы приходим в храм, нужно мысленно соединяться со Христом, который также восходит в храм для того, чтобы одержать победу. И когда мы не ищем какого-то среднего пути, золотой середины между глубиной своего несчастья, оторванности от Бога и величием Бога, а переживаем этот разрыв как неисцелимую рану, – это становится таким отверстием, брешью, через которую потоки божественной благодати могут хлынуть в нашу душу. И действительно, даже физическая смерть не будет смертью, но будет воскресением.

Мудрость, которую сегодня доносит евангелист – она богословская, и нам по-человечески очень сложно ее представить. Тот, кто спускается ниже, нисходит в глубины, вдруг оказывается на самых недосягаемых высотах. Чем Христос глубже спускается во ад, тем Он ближе к небесному трону своего Отца. Точно так же христианская жизнь состоит из вот этого странного парадокса – в тот момент, когда мы унижены, оказываемся в смиренном состоянии, но принимаем это так, как принимает сегодняшний мытарь, – то мы оказываемся как никогда ближе к Богу. Между нами и Богом всего один шаг, и достаточно совсем немногого, для того чтобы Он вошел в нашу жизнь.

Вот такие настроения, такие размышления сегодня дает нам евангелист для того, чтобы пригласить войти в Великий пост, как входят в путь восхождения к празднику Пасхи.

Аминь. 

13 02 2022. Неделя о мытаре и фарисее

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Притча о фарисее и мытаре. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на http://feosobor.ru/donation