Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица

 
 
 

Что за службы 3-го, 6-го и 9-го часа?

С точки зрения устава третья седмица мало чем отличается от особенностей второй, четвертой и шестой седмиц Великого поста. Продолжают звучать тексты из Священного Писания: из Книги Бытия, Книги Притч и Книги пророка Исайи.

Третьей седмице предшествует второе воскресенье Великого поста — память святителя Григория Паламы.

Давайте разберемся, какие службы совершаются в недели Великого поста, а в монастырях во всей полноте — во все дни года в определенное время суток (рис. 1).

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица

В приходском уставе соблюдается не всё, некоторые службы сокращаются или не совершаются, но их строгая последовательность сохраняется всегда. Исключение составляет Литургия: она может занять любое место, не обязательно в самом конце.

Как правило, место Литургии в ряду других дней вне Великого поста — после 6-го часа.  Перед нею в обычные дни года и по воскресеньям, когда нет Великого поста, чтец читает 3-й час и 6-й час.

Каждая служба называется по тому времени суток, когда она должна совершаться по строгому уставу, как это было изначально. Вечерня — значит вечером, Полунощница — значит в полночь. Утреня — значит утром. А 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы, — это тот счет часов, каким руководствовались в древности. Он не соответствует нашим сегодняшним названиям часов. И поэтому 9-й час — это не 9 часов утра, а это где-то 3 часа дня.

Во время Великого поста это особенно хорошо видно, поскольку в приходской практике в это время устава придерживаются в большей степени, чем в остальные дни года.

Рассказываем и показываем на примере Федоровского собора. Переставляем карточки, изображенные на Рис. 1. Выстроилась та же самая последовательность, но только начиная с утрени, а не с вечерни. Этот порядок установлен для будних дней в Великом посту: понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы.

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица

Утреня у нас оказывается утром, после этого читается 1-й час. В Феодоровском соборе он начинается в 7 часов утра.

Дальше должен идти 3-й час, но мы его, как правило, не читаем.

6-й час у нас в расписании обозначен в 13 ч. В дни, когда нет Великого поста, в Феодоровском соборе в это время служится молебен перед Феодоровской иконой Божией Матери.

Во дни Великого поста вместо этого совершается 6-й час великопостным чином: читается Паремия из Книги пророка Исайи.

Далее начинается Вечерня, а ей предшествует 9-й час. Перерыв между 6-м и 9-м часом несколько часов.

Почему в расписании Феодоровского собора начало Вечерни, состоящей на самом деле из двух служб – 9-й час и Вечерня – такое странное, в 17:40?

Потому что главная служба — Вечерня, и чтобы начать ее, как обычно, в 18 ч., перед этим 20 минут отводится на 9-й час.

Повечерие и Полунощница, как и 3-й час в приходской практике чаще всего не читаются вовсе, в отличие от монастырской.

Почему так? В монастырях насельники или насельницы живут в одном месте, у них есть возможность, оставя послушание и потратив малое время, чтобы дойти до храма, в любое время суток прийти на службу. Приходская практика, особенно в городе, подразумевает, что человек тратит довольно большое время на дорогу в храм и обратно, поэтому некоторые службы просто группируются вместе, а некоторые и вовсе опускаются.

Литургия и в субботу, и в воскресение, и во дни вне Великого поста совершается по утрам, после чтения 3-го и 6-го часа:

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица

Во дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров, согласно древнему уставу и происхождению, совершается в соединении с Вечерней:

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица

Во многих храмах эта последовательность группируется так:

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмица 

Порою в некоторых храмах бывает так:

Великий пост: неделя за неделей. Третья седмицаНе нужно смущаться тем, что в разных храмах по-разному, ведь последовательность всегда одна и та же. Но ее начало и завершение может фиксироваться разными точками отсчета.

Расписание богослужений см. здесь.

Текст подготовлен Татьяной Стрекопытовой по видеоциклу протоиерея Александра Сорокина, который можно посмотреть здесь.