Великий пост: неделя за неделей. Пятая седмица

 
 
 

Какие особенные службы на 5-й седмице?

На пятой седмице – всего один раз в году – совершаются две уникальные службы.

Мариино стояние

Служба получила название «Мариино стояние» или «Стояние Марии Египетской» оттого что наряду с житием преподобной Марии полностью читается и Великий канон преподобного Андрея Критского – тот самый, что, будучи разделен на четыре части, читался по вечерам в первые четыре дня Великого поста (с понедельника по четверг).

По Уставу это утренняя служба (утреня) четверга пятой седмицы, но в церковной практике она совершается накануне, в среду вечером. Служба получается довольно длинная – в Феодоровском соборе она длится около трех часов (с шести примерно до девяти часов вечера), при том, что мы в некоторых местах ее даже сокращаем (но не за счет жития и Великого канона).

Житие преподобной Марии – это житие подвижницы, героизм которой состоял в пустынной аскезе, на которую она решилась в юности. До конца своих дней она пребывала в пустыне в аскетическом подвиге.

Память Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста (переходящая дата), но также имеет и постоянную дату – 1/14 апреля. Четвертое же воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника и таким образом память этих двух преподобных – Иоанна и Марии – обрамляют пятую седмицу с обеих сторон.

Суббота акафиста

Другая необычная служба на пятой седмице совершается в пятницу вечером, хотя служба по уставу также является утреней следующего дня субботы. Служба называется «Похвала Пресвятой Богородицы», в силу чего и суббота получила название «Суббота Акафиста».

Главной особенностью службы является чтение или, чаще всего, пение на красивый мотив Акафиста Божией Матери.

Акафист представляет собой дивную песнь, в которой сочетаются и изящная поэтика и догматика, сравнимая с точностью Символа Веры или других церковных вероопределений. Поэтика доступна во всей ее полноте доступна тем, кто читает этот Акафист в оригинале, то есть по-гречески, как он был написано полторы тысячи лет назад в Византии. В церковнославянском же переводе, как звучит Акафист в Русской Церкви, эта поэтика утрачена в части рифмы, но сохраняет поэтику лексическую, понятийную.

Акафист разделен на четыре части, которые вставляются в разные моменты службы. Во многих храмах во время пения этих четырех частей духовенство нередко располагается в разных частях храма, перед различными иконами Божией Матери. В Феодоровском соборе – это редкий случай, когда богослужение начинается в нижнем храме, где поются первые две части Акафиста, а завершается в верхнем, где поются оставшиеся две части.

Приведем несколько примеров из Акафиста, чтобы показать, насколько замечателен этот текст.

В Акафисте многократно повторяется: «Радуйся!». Эти хайретизмы (от греческого «хайре» или «хэре» – «радуйся») в количестве 144 (12х12) составляют литературную ткань Акафиста. Как правило, хайретизмы сгруппированы в пары, и эти пары образуют рифму не только тематическую, содержательную, но и, в греческом оригинале, ритмическую, составляющую зачастую игру слов. В церковнославянском переводе насладиться этими повторами можно только в переводе, так как греческие рифмы и игра слов, разумеется, утрачиваются.

Так, в первом же икосе мы встречаем такую пару:

Ра́дуйся, па́дшаго Ада́ма воззва́ние!

Ра́дуйся, слез Е́виных избавле́ние!

«Радуйся!» обращено к Богородице (это отзвук ангельского приветствия в Лк. 1:28). Поэт, составивший этот гимн, воспевает главный христианский догмат о боговоплощении – о том, что Бог стал человеком, чтобы вновь призвать падшего Адама. Имеется в виду не только первозданный человек, но и человек в принципе падший, согрешивший, но имеющий шансы вновь быть призванным Богом в первозданное состояние блаженства. Но неразрывна с темой Адама и тема Евы. Богородица прославляется как новая Ева, в которой утираются слезы первой Евы, утратившей Рай: «Ра́дуйся, слез Е́виных избавле́ние».

Еще один пример:

Ра́дуйся, дре́во светлоплодови́тое, от него́же пита́ются ве́рнии!

Ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, и́мже покрыва́ются мно́зи!

Казалось бы, перед нами абсолютно синонимическая пара, то есть говорится об одном и том же. Но если вчитаться, можно обнаружить маленький нюанс.

Итак: «Ра́дуйся, дре́во светлоплодови́тое, от него́же пита́ются ве́рнии». Здесь (как и во многих других богослужебных текстах) «верные» – это принявшие христианскую веру через таинство крещения. Под «питанием» здесь можно усматривать отсылку к таинству Причастия, которое преподается тем, кто является верным, в «Литургии верных».

Этому хайретизму вторит следующий: «ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, и́мже покрыва́ются мно́зи». Опять речь идет о древе, но уже не о его плодах, а о листве, которая в обилии покрывает всех, кто хочет укрыться. И если в первом стихе употребляется «вернии», то во втором – «мнози», то есть «многие». И это не только крещеные, но и все, кто укрывается, образно выражаясь, в ветвях древа Евангелия, древа Церкви. И это, можно сказать, безграничная аудитория (в библейской речи «многие» – часто синоним «все»). И говорится здесь не о питании таинствами, а об интересе к Евангелию, о пути в Церковь, или, говоря еще конкретнее, об оглашении как пути ко Крещению.

Подробнее об Акафисте с комментариями ко всем хайретизмам – здесь.

Литургия в четверг

При внимательном отношении к церковному уставу обнаружится еще одна особенность пятой седмицы Великого поста, а именно, служение Литургии Преждеосвященных Даров не только в среду и пятницу, как на всех других великопостных седмицах, но и в четверг. Таким образом службе Марииного стояния придается еще более важный статус.

Правда, в случае с богослужебным расписанием Феодоровского собора мы сталкиваемся с парадоксом. Поскольку Литургию Преждеосвященных Даров по средам и пятницам, за редчайшими исключениями, мы служим по вечерам (ибо Литургия эта начинается с вечерни), а на вечера среды и пятницы на пятой седмице приходятся выше описанные службы Марииного стояния и Похвалы Богородицы, то в результате в эти дни мы не совершаем Литургию вовсе, так что на пятой седмице Великого поста в нашем храме совершается не три, а одна Литургия Преждеосвященных Даров – в четверг вечером.

К слову заметим еще, что в течение многих недель по четвергам вечером у нас проходят огласительные встречи (катехизация) и в четверг пятой седмицы Великого поста все их участники приглашаются на первую часть Литургии (Литургию оглашаемых). После диаконского возглашения «оглашенные, изыдите» (или «готовящиеся ко Просвещению, изыдите») они покидают храм для очередной огласительной беседы в Просветительском центре. Для многих катехуменов, кто открывает для себя многое в Церкви впервые, это становится первым участием в Литургии Преждеосвященных Даров.

Расписание этих богослужений в Феодоровском соборе:

17 апреля, среда, 18:00 – Утреня с чтением Жития Марии Египетской и Великого канона Андрея Критского (примерно до 21 часа), в верхнем храме.

18 апреля, четверг, 18:00 – Литургия Преждеосвященных Даров, в нижнем храме.

19 апреля, пятница, 18:00 – Утреня с пением Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы; примерно до 19:40); начало в нижнем храме, окончание – в верхнем храме.

Текст подготовлен Татьяной Стрекопытовой по видеоциклу протоиерея Александра Сорокина, который можно посмотреть здесь.