Главная загадка Церкви

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в праздник Пятидесятницы

В последний великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, чрева потекут реки воды живой».

Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: «Он точно пророк». Другие говорили: «Это Христос». А иные говорили: «Разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» Итак, произошла о Нем распря в народе.

Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: «Для чего вы не привели Его?» Служители отвечали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Фарисеи сказали им: «Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он».

Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» На это сказали ему: «И ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк».

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 7:37-52; 8:12).

Сегодня – праздник Пятидесятницы. Мы вспоминаем о том, как много лет и веков назад в Иерусалиме в виде огненных языков на собравшихся там на праздник сошел Дух Святой.

Среди этих одухотворенных счастливчиков были — даже, лучше сказать, представляли собой ключевой компонент — те, кого можно смело определить как счастливчиков вдвойне. Те, кто и Христа во плоти видели, и испытали сошествие Духа вскоре после Его Вознесения на небеса. И поэтому они сразу поняли, чтó происходит. И сразу стали объяснять это всем остальным присутствующим, рассеивая всякие недоумения и кривотолки, – прежде всего такой смысл имела речь апостола Петра в тот день.

Да, еще недавно Христос вознесся, завершив Свое телесное присутствие, но они радовались, так как были уверены в исполнении обещания, – и оно в самом деле исполнилось! В этом и заключалась сила и подлинность той радости, которую они испытали.

Об этом мы читаем в книге Деяний Апостольских, и это только начало книги Деяний и, следовательно, только начало бытия Церкви. Потом, позднее, то же самое вдохновение стали испытывать другие люди – но их радость, не уступая по силе и убедительности той, что испытали пришедшие в Иерусалим, была уже другой. Ибо то была радость тех, кто не видел (не видел Христа во плоти), но уверовал (ср. Ин. 20:29).

И потом это продолжалось в веках и продолжается поныне.

В этом и состоит главная загадка Церкви: Христос присутствует в ней не физически, телесно, но иным образом, незримо, но реально. В этом уверены многие тысячи и миллионы людей. Конечно, всегда есть соблазн списать всё на экзальтацию, на самовнушение, на коллективный психоз – наподобие того, как об этом говорили тогда, две тысячи лет назад, в Иерусалиме: «они просто напились» (с утра?). А можно, преодолев такой соблазнительный и для кого-то исчерпывающе убедительный вариант толкования (оно многих и устраивает), увидеть что-то гораздо более серьезное, удивительное и многообещающее.

Вот так, странным, до конца непонятным образом существует Церковь, оживотворяемая Духом – Духом Божиим, Духом святым, Утешителем, Тем, Кого хорошо знал и знает Сын Божий и Которого потому и обещал послать Своим ученикам в продолжение Своего присутствия. Вот почему Церковь жива и притом жива всегда, несмотря ни на что.

Пояснять это можно многими примерами, сравнениями. Вспоминается, например, такой апокриф, или история, возможно, придуманная, а возможно, и правдивая – из серии полуправдивых, но в любом случае поучительных историй о знаменитых людях.

Вот какой диалог якобы состоялся между Наполеоном Бонапартом и одним видным, влиятельным епископом (по одной из версий, кардиналом Франции).

– Если Церковь не станет моей помощницей, я ее разрушу, – изрек император, обращаясь к служителю Церкви.

– О, ваше величество, – отвечал епископ, – это совершенно бессмысленная затея! Мы, священники, епископы, монахи, миряне и другие служители на протяжении веков только тем и занимаемся, что разрушаем Церковь, а Она снова и снова обновляется силой Христовой и Духом Божиим.

Довольно поучительная притча. Да, мы, верующие люди, люди Церкви, всячески порочим, тем самым как будто разрушаем Церковь, которая подарена нам как великая возможность купаться в радости Духа Святого. Но, несмотря ни на что, она остается жива и притягивает к себе своей неодолимой силой. Причина проста – в неиссякаемости источника, которым она живет и существует. Об этом источнике мы сегодня, в праздник Пятидесятницы, и говорим.

Церковь часто сравнивают с кораблем, который плывет по волнам житейского моря. Хороший, красивый образ: корабль, плывущий по определенному курсу к определенной цели. Есть пассажиры, есть команда, есть те, кто, облеченный разными полномочиями, отдает команды. У кого-то таких властных полномочий больше, у кого-то меньше. При этом любой может сойти на берег – покинуть корабль или как пассажир, или как член команды. В любом случае взойдут на борт другие пассажиры, сменятся матросы, командиры… Но корабль все равно будет идти по заданному курсу, потому что отличие именно этого корабля – Церкви – от всех других кораблей, больших и маленьких, в том, что, кто бы ты ни был, в каком бы чине, сане, звании ты ни был, ты все равно не капитан. Капитан этого корабля, глава Церкви – Иисус Христос, один и тот же на все времена. И Он знает курс, куда плыть этому кораблю. Он не скрывает этого курса (кстати, если что, всегда можно свериться с «навигатором», а именно, с Евангелием, Им же и оставленным). Хотя Он и не навязывает нам быть здесь, на борту этого особенного судна. Всегда можно сойти с корабля: или на ближайшей пристани, или, если уж так не терпится, просто выброситься за борт и плыть самому. Дух же Святой наполняет паруса этого корабля неиссякаемой силой, освежает легкие всех на нем присутствующих, вдохновляя новой надеждой и радостью.

А можно применить и другой образ, точнее даже прообраз, причем совершенно противоположный кораблю: камень, скала, твердыня. Если корабль все время в пути, в движении, то камень или скала есть что-то неподвижное, незыблемое, твердое, основательное, фундаментальное, которое никуда не денется, на что можно опереться, положиться. Образ тоже библейский; камень, из которого истекает вода – вода жизни, вода живая, живительная влага, которая утоляет жажду. Не только телесную, как это изображено на одной из фресок нашего нижнего храма, – но жажду духовную, жажду божественной Истины, ту жажду, о которой сегодня в Евангелии нам говорит Сам Христос:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» (Ин. 7:37).

Аминь.

Главная загадка Церкви

Видео:

День рождения Церкви. Проповедь протоиерея Александра Сорокина


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/