Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева

 
 
 

В день святой Троицы, в Пятидесятницу

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
Итак, произошла о Нем распря в народе.
Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
Но этот народ невежда в законе, проклят он.
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Ин. 7:37-52; 8:12 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Если спросить любого мало-мальски приближенного к Церкви человека: «Что такое день Пятидесятницы, день Святой Троицы?», — он скажет, что это день рождения Церкви. Действительно, это день рождения Церкви. Мы слышали сегодня апостольское чтение, которое повествует о том, как на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков. Они спустились с неба, разделившись на каждого, — так Дух Святой почил на апостолов, и так родилась Церковь. Излияние Духа было той главной движущей силой, которая созидала Церковь тогда, созидает сейчас, созидает во все времена. Церковь христианская есть Церковь Духа Святого, который в ней живет, обитает, действует.

Но что это значит для каждого из нас? Для каждого из нас, живущего сейчас, здесь, в XXI веке? Как это воплощается, проявляется в нашей жизни? Ведь праздник — это не просто день воспоминания, день каких-то событий, отмечающихся особым образом в виде цвета облачений или вот этих деревьев, которые вырастают за несколько мгновений прямо в храме, или каких-то букетов, особых песнопений… Это всегда обращение к самому себе. Кто я? Что я делаю здесь, в этой Церкви? Как мое крещение, мое призвание в Церковь эту Церковь созидает?

В каком-то смысле любой праздник есть день подведения промежуточных итогов. Оглядывание назад, на свою жизнь, рассмотрение ее именно в свете того смысла, который сегодняшний праздник нам открывает. Конечно же, эти огненные языки почили на каждом из апостолов особым образом. Конечно, в сегодняшнем евангельском чтении Христос, обращаясь к верующим, обращается ко всем. Но и к каждому лично. Он говорит каждому: «Кто последует за Мной, тот будет источником воды живой. Кто за Мной пойдет, тот будет ходить во свете истинном, потому Я есть свет истинный».

Да, это обращение к каждому человеку лично, но это личное обращение превращается в нечто общее в Церкви. Церковь — это всегда община, Церковь — это всегда общая жизнь. Нечто, что умножает дары каждого, складывает их не просто арифметически, но умножает в геометрической прогрессии. Поэтому каждый из нас, имея какие-то дары от Бога, в Церкви обретает совершенно иную силу. Каждый из нас совершает некое усилие, делает что-то лично сам, но в Церкви это превращается в нечто большее.

Вот буквально несколько примеров, которые будут происходить здесь и сегодня и будут свидетельствовать о том, что Церковь действует. Сегодня мы будем освящать икону, которую возжелал принести в дар Церкви прихожанин. Это личное движение одного человека. Но икона, которая обретается в храме, в Церкви, становится уже не просто каким-то личным действием, она начинает служить всем тем, кто на нее взирает, кто обращается к ней, кто молится перед ней. Это церковный дар.

Сегодня мы будем вручать свидетельства об окончании курсов очередному выпуску, и каждый из тех людей, кто пришел на эти курсы, хотел как-то углубить свои знания, что-то лучше понять. И все это превращается в Церкви во что-то большее, потому что те дары, которые получает человек, начинают умножаться и расходиться вовне. Это становится даром всей Церкви от этих людей.

И даже крещение человека — вот сегодня мы, наверное, будем воцерковлять младенцев, как бы такой сугубо семейный акт появления нового христианина в семье — но и это всегда очень церковное действие, это умножение Церкви. Как и в большом масштабе мы это ощущаем в оглашении, когда много людей сразу же приходят в храм.

И вот таких событий на самом деле очень много. Каждый из нас делает какое-то маленькое усилие, но если оно направлено на созидание Церкви, то оно умножается, соединяясь с усилиями других людей.

Для нас сегодня очень важно понять, что мы не каждый сам по себе. Мы не отдельные люди, мы, будучи каждый личностью, в Церкви становимся чем-то большим, потому что нас соединяет Господь Духом Святым. Он соединяет нас в единое церковное тело, тело, которое чувствует, ощущает, живет, в конце концов, проводит через себя и боль и радость, сочувствует друг другу и созидает друг друга.

Пусть этот день станет очередным нашим шагом в том, чтобы понять, что мы не просто сами по себе, а мы члены Церкви Христовой. Мы все члены Христова тела, мы Его руки и нервы, и глаза, и уши. Мы те, кто в этом мире призваны Тело Христово воплощать и Воскресение Христово исповедовать.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/