Иисус и самарянка

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Ин. 4:5-42

Сегодняшнее Евангелие в какой-то мере выбивается из других евангельских чтений послепасхального периода, поскольку все они говорят о чудесах: о чудесном явлении апостолу Фоме, мироносицам, чудесном исцелении расслабленного, слепого. А сегодня мы видим обычный разговор, вместе с тем разговор очень глубокий и очень важный. Именно этот разговор показывает, как Христос ищет и находит человека, который желает, чтобы его нашли.

Начало этих поисков, начало этой встречи, как мы видим из сегодняшнего евангельского отрывка, ‒ одиночество и тишина. Одиночество Богочеловека и человека.

Христос сидит в этой тишине в шестой час дня, по-нашему в полдень ‒ самое жаркое время, когда никого нет, ‒ и ждет кого-нибудь, кто в этот момент к Нему придет. Точно такая же одинокая женщина приходит, руководствуясь уже совершенно иными мотивами: никто не ходил в это время за водой, это делали либо утром, либо вечером.  Но она сознательно хочет оказаться в одиночестве.  Потому что если она придет за водой, когда приходят все, то на нее будут показывать пальцем: за ее спиной будут смеяться, опять будут рассказывать какие-то истории из ее прошлого  ‒  о ее неудачной, с точки зрения окружающих, жизни. Ведь она не смогла создать семью, не смогла соответствовать социальным ожиданиям, которые были у общества в то время. И вот она приходит, надеясь, что будет одна, и два этих одиночества встречаются. И как раз из этих двух одиночеств складывается важный диалог.

Причем начинается он тоже необычным образом. Христос говорит с ней не сверху вниз, не как иудей с самарянкой, не как мужчина с женщиной в культуре той эпохи. Он говорит, что Он такой же жаждущий, Он такой же нуждающийся, как и она. Он начинает диалог с того, что показывает, что у Него есть общее с человеком ‒ с ней, с каждым из нас: с нашими проблемами, скорбями, болезнями ‒ и с этим нашим человеческим одиночеством ‒ наверное, самым страшным, что может быть в человеческой жизни.

Одновременно Он просит у нее пить ‒ у нее, которую избегают все, над которой все смеются. Оказывается, она может быть кому-то нужной, она может для кого-то совершить какое-то небольшое дело и стать кому-то полезной. Наконец, это человек, который ее не знает, и вот в этом незнании можно начать диалог. Диалог, в котором Бог вновь использует человеческий язык, использует те образы, которые понятны простой женщине.

Христос говорит о воде ‒ обычной, колодезной, холодной воде, которая освежает человека в жару, и использует этот образ для того, чтобы рассказать о Воде живой, о Воде совершенно иного качества. Но чтобы приобщиться к этой Воде живой, нужно открыть прежде всего самому себе ‒ каждому человеку, не только самарянке ‒ правду о себе самом.

Да, она говорит полуправду, что у нее нет мужа, но Христос, по сути дела, рассказывает ей о всей ее жизни. И показывает, что она не утолит свою жажду никогда, если будет просто менять мужей, ожидая, что с кем-то новым придет это ожидаемое женское счастье. То же самое можно сказать и наоборот, наверное: если мужчина меняет женщин, надеясь, что со следующей женщиной все в его жизни будет нормально, рано или поздно окажется, что проблема не в женщинах, а в самом мужчине.  И в случае с самарянкой  ‒ проблема не в мужчинах, проблема в ней самой. В том, что она пытается черпать из совершенно другого источника, из источника неправедного, который дает насыщение, утоление жажды лишь на короткое время.

И вот правда сказана, но сказана без осуждения. Христос ее не осуждает, Христос не хочет бередить старые раны. Он говорит о том, что по-другому ее душа не сможет «напиться». И тут возникает самый главный вопрос: а как же и где можно найти Бога?

Как же и где мне общаться с Богом, чтобы действительно я был зависим или, наоборот, независим, как говорит Христос, «от какого-то места»? Вопрос самарянки очень прост: «Где найти правильное место, правильный обряд, правильное чинопоследование? Где эти «правильные» священники, которые совершат этот обряд? В Иерусалиме или у самарян? Что нужно сделать, какие слова нужно знать, какую жертву нужно принести, чтобы Бог меня услышал и дал мне вот эту новую жизнь?»

Христос опять меняет полностью перспективу. Он говорит о том, что наступает время, когда определяющим будет не место, не язык, не чин, а Дух и Истина. То есть то, что всегда находится в человеке. Дух ‒ как то, что позволяет за словом, за плотью, за чем-то телесным увидеть новое качество человеческой жизни. Увидеть, что Бог находится не только в храме, а и в совершенно других местах. А Истина ‒ как то же самое, как те обстоятельства нашей ежедневной повседневной жизни, когда мы сами выбираем, поступить по вот этой истине или поступить по такой понятной, но человеческой лжи или, по крайней мере, полуправде.

И таким образом Христос говорит о том, что храмом, местом встречи с Богом, местом богослужения может стать для нас любое место, любое обстоятельство, любой момент нашей жизни. Все зависит не от Бога, все зависит от нас ‒ от того, как мы на эту жизнь смотрим.

Самарянку настолько поражает эта мысль, настолько поражает диалог, настолько поражает эта встреча, что она оставляет свой кувшин и бежит к тем людям, от которых как раз хотела скрыться. Она говорит с теми, с которыми еще некоторое время назад не хотела общаться, потому что в ее душе забил новый источник Воды живой. Потому что она поняла, что тот Человек, с Которым она встретилась, – Пророк, Мессия, Слово.

Слово не осуждающее, Слово не разделяющее, Слово, не созидающее человеческие границы, но, наоборот, упраздняющее их ‒ границы между иудеями и самарянами, между мужчинами и женщинами, между праведниками и грешниками. И, наконец, это Слово упраздняет самую важную границу ‒  между жизнью и смертью.

Так самарянка тоже в какой-то мере становится провозглашающей пасхальное благовестие  ‒ весть о том, что Христос воскрес!

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Иисус и самаритянка. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/