Иисус и самарянка

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке.

Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?
Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову.
А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Ин. 4:5-42

В качестве проповеди хотел бы прочесть самостоятельную работу слушательницы наших религиозно-просветительских курсов. Это было задание после мини-курса лекций по Новому Завету: взять Евангельское чтение любого воскресенья года и написать текст для проповеди. В данном случае – это беседа Христа с самарянкой, Евангельское чтение пятой недели по Пасхе.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Прежде чем перейти непосредственно к размышлению, важно упомянуть несколько культурно-исторических фактов, которые нельзя обойти стороной, так как они важны для понимания данного Евангельского чтения. Сформулируем их кратко.

Первое. Иудеи и самаряне не сообщались, так как имели религиозные расхождения: самаряне в качестве Священного Писания принимали только Пятикнижие Моисеево, при этом внесли туда некоторые правки, касающиеся горы Гаризим, которую считали священной, то есть истинным местом поклонения Богу. С точки зрения иудеев, самаряне были еретиками. Сам Христос говорит о том, что «спасение от иудеев», а самаряне не знают, чему кланяются (Ин 4:22).

Второе. Чтобы пройти из Иудеи в Галилею, можно было идти двумя путями. Путь через Самарию был короче, но считался опасным.

Третье. Живой водой в то время называлась чистая, проточная вода.

Четвертое. Колодец, о котором идет речь, особо почитался среди самарян, так как по преданию, он был вырыт патриархом Иаковом.

И пятое. Существовал иудейский запрет: мужчины не могли обращаться к незнакомой женщине, а в общественном пространстве – даже к знакомой.

В отношении самого диалога Христа и самарянки толкователи часто указывают на «наивность» или даже «глуповатость» этой женщины, которая не понимает, что, обращаясь к ней, Христос под живой водой понимает не просто проточную воду. Это ее непонимание или буквальное понимание слов Христа, что в данном случае то же самое, зачастую становится основанием для сравнения данного отрывка с эпизодом встречи Христа с фарисеем Никодимом, описанным в предыдущей главе Евангелия от Иоанна. Но такое сравнение кажется не совсем корректным: Никодим, образованный человек, «учитель Израилев», по своей инициативе встречается с Христом, будучи наслышан о творимых Им чудесах. Самарянка же в свою очередь никогда не слышала об Иисусе до их встречи у колодца. По сути дела, женщина видит чудаковатого иудея, который, даже не имея сосуда для воды, предлагает ей «живую воду». Самарянка не наивна и точно не глупа. Она реагирует адекватно сложившейся неординарной ситуации: делает довольно ироничные, но при этом грустные замечания, которые могла сделать очень уставшая женщина, скептически настроенная по отношению к своему собеседнику. Она вынуждена под гнетом своего греха приходить за водой в шестом часу, то есть в полдень по-нашему, в самый разгар солнца, а не по утренней прохладе, как это делают остальные женщины.

Грех играет немаловажную роль в данной истории, при этом, как это ни парадоксально, роль позитивную: благодаря своему греху, из слов Христа мы понимаем, что самарянка, возможно, была блудницей, женщина получает возможность лично встретиться со Христом – благодаря греху. А если посмотреть дальше, то получается, что благодаря греху одной женщины многие из города Сихарь уверовали во Христа. Это, конечно, не призыв грешить ради спасения, но мое очередное удивление и восхищение тем, как Господь виртуозно обращает что-то плохое в доброе.
Христос указывает самарянке на ее грех, говорит ей то, о чем обычный путник точно не мог знать. В ответ на честность Христос совершает для этой женщины персональное чудо, давая ей шанс воспринять Его слова серьезно. Это приводит к тому, что женщина признает в своем Собеседнике пророка, при этом она не пытается сбежать, оправдаться, не интересуется, к примеру, своим будущим или будущим мира. Она (удивительная женщина!) интересуется тем, как правильно молиться, – настолько велика была ее духовная жажда. Может быть, она делает это, желая сменить тему разговора, но возможно, она наконец-то нашла Кого-то, Кто, зная все о ее грехах, не отворачивается от нее, не стыдится ее, а готов говорить с ней о чем-то большем.

Вместе с самарянкой мы узнаем, что «Бог есть Дух». Христос неоднократно делает акцент на том, что Бог нематериален, бесплотен – а значит, что и поклоняться ему нужно в духе и истине (Ин 4:23). Различия между самарянами и иудеями, и не только между ними, нивелируются благодаря тому, что Христос приходит в мир. Теперь каждый независимо от происхождения может стать истинным поклонником, а именно таких поклонников Отец ищет Себе (Ин 4:23).

За несколько минут женщина проделывает огромный духовный путь. При первой же встрече со Христом она оказывается способной найти в себе живой источник, о котором говорит Христос. Мы видим, что она, еще недавно мучимая полуденным зноем, оставляет свой водонос и идет проповедовать людям, с которыми еще утором она не хотела встречаться. В отличие, кстати, от того же Никодима, который остался лишь тайным учеником. Именно этой женщине, которая в отличие от многих других смогла вместить в себя Его слова, Христос впервые прямо говорит, что Он и есть Мессия.

Так что это за «живая вода», которую предлагает Христос? В седьмой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды Живой» (Ин 7:37-38). Евангелист поясняет, что Господь говорит о Духе Святом.

Когда ученики вернулись, Иисус отказывается от пищи и говорит о другой пище: «творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4:34).
По сути, самарянка утоляет голод Христа, давая Ему возможность творить волю Отца. В этом контексте самая первая фраза в диалоге Христа и самарянской женщины: «дай Мне пить» (Ин 4:7) воспринимается уже не как просьба, но как приглашение к разговору, результатом которого станет утоление жажды грешницы и голода Самого Спасителя.
Аминь.

Автор текста: Елена Красько

Подготовила к публикации Мари Прыткова

 

Иисус и самарянка. Проповедь протоиерея Александра Сорокина


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/