Календарный этюд Юрия Рубана
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
Пик лета для нас, северян, обозначен праздниками в честь Первоверховных Апостолов (12 июля; далее по н. ст.) и празднованием Православной Церковью чудесного явления иконы Божией Матери. В народе она так и называется – «Летняя Казанская» (21 июля); думается, название у всех на слуху. Это — один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов, но тайна его до сих пор не раскрыта.
Обретение и прославление иконы связано с Казанью, чем и объясняется название. Согласно символическому преданию (которое не обязательно понимать буквально), в 1579 году в этом городе, незадолго до того вошедшем в состав Руси, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина, и велела вырыть из земли Её икону. Сначала рассказу ребенка не придали особого значения, но повторные явления убедили в реальности происходящего. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет пояснόе изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Её левой руке.
Событие обретения иконы описал настоятель казанской Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, † 1612 г.), а на месте явления иконы по велению завоевателя Казани царя Ивана IV был основан Казанский женский монастырь.
Перенесение явленной иконы в Москву связывают либо с патриархом Гермогеном, либо с князем Димитрием Пожарским, во время польско-шведской интервенции имевшим ее в своих войсках (1612 г.).
Наиболее почитаемыми списками (копиями) с Казанской иконы были чудотворные образы, хранившиеся в Казанских соборах в Петербурге и Москве [1]. При этом каждый собор ревниво утверждал, что хранит именно ту первую, обретённую в Казани, чудотворную икону. Появление Казанской иконы в нашем богоспасаемом граде символически приурочено к учреждению новой столицы Российского государства. Вероятно, её привезла по повелению Петра Первого 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.
Другая копия чудотворной иконы Богоматери пребывала в Казани — в Успенском соборе Казанского женского монастыря, — но 29 июня 1904 года была похищена святотатцами и бесследно исчезла. Как установила полиция, она была сожжена похитителем в печи (ещё он украл из храма деньги и заметал следы). Знаменательно, что это произошло незадолго до новой кровавой смуты в нашем Отечестве.
В конце XX столетия много писали и говорили о Казанской иконе, перед которой молился папа Римский Иоанн-Павел II (икону издавна почитали за границей и православные, и католики). Своё название икона получила по последнему месту нахождения — в покоях Римского Понтифика в Ватикане. В 2004 по его благословению икона была торжественно передана Русской Церкви. Некоторые надеялись, что это и есть та самая чудесно «явленная» в Казани икона. Оказалось, что это довольно поздний список, не ранее XVIII века, что никоим образом не влияет на её почитание. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, патриарх Алексий II передал этот чтимый образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря.
Наконец, 4 ноября 2023 года Святейший Патриарх перенёс из Успенского собора Московского Кремля в первоначальный Казанский храм на Красной площади древнюю Казанскую икону. По мнению специалистов, она датируется рубежом XVI/XVII века и, таким образом, является древнейшим Казанским образом. Перед ней действительно могли молиться Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Впрочем, о роли Казанской иконы в преодолении Смутного времени мы будем говорить в своё время, 4 ноября [2]. Дата второго прославления иконы, называемой даже «Иконой-Спасительницей», стала теперь церковно-государственным праздником.
Примечания
[1] См. статью Екатерины Смирновой о 7 наиболее известных списках Казанской иконы. https://blog.predanie.ru/article/7-izvestnyh-spiskov-kazanskoj-ikony//.
[2] См.: https://feosobor.ru/2022/11/ikona-smutnogo-vremeni/.