Участь и долг последователей Христа

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Мф. 10:32-33, 37-38; 

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29 И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Мф. 19:27-30

 

Сегодняшнее Евангелие двусоставное.  И во второй части апостол Петр отвечает Христу: «… вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» Это своего рода продолжение истории о богатом юноше (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27) – два одинаковых вопроса, два разных ответа и два совершенно разных продолжения. Юноша не решается отказаться от всего, может быть, даже оставив чуть-чуть из того, что у него есть, и таким образом сохранив свой человеческий «трон» успеха, богатства, спокойствия и благополучия. Но, судя по всему, его душу бередит беспокойство, неуверенность, неудовлетворенность своей жизнью. А апостолы не столь богаты, как он, но оставляют свой «бизнес» ‒ рыбную ловлю, например, как Петр или свою профессию мытаря, как Матфей.

И этот вопрос, который звучит ‒ «Что же будет нам?», Христос не порицает. Он не обличает апостолов: «Вы люди меркантильные, вам мало быть со Мной, вам нужно еще что-то», а говорит, что все те, кто оставляет свои дела, в том или ином качестве обязательно получает результат. Оставляет иногда добровольно, иногда в виду каких-то житейских обстоятельств, болезней, скорбей. Жизнь так устроена, что мы вынуждены что-то оставить, то или иное в нашей жизни отложить от себя.

Если мы посмотрим на историю христианства, то увидим, что вот этот призыв «оставить все» реализовывался двояко. Одним ответ давался, можно сказать, радикальным образом. Например, это монашество. Все мы читали в житиях о том, как будущий святой заходит в храм, слышит какие-то слова, оставляет все и уходит в пустыню. Но даже там, в пустыне, люди собираются в общины, возникает новая сообщность ‒ монашеская. И монастыри тоже называются «семьей Божией» в христианской литературе. Тем самым человек обретает то, от чего отказался, но в другом, совершенно новом качестве.

Второй вариант, может быть, не такой радикальный, который относится больше к нам ‒ тем, кто живет в миру обычной жизнью, но не менее важной, не менее, наверное, сложной. Ответ каждого из нас – это попытка увидеть, что же, пусть небольшое, мы можем в нашей жизни «оставить» прямо сегодня или во время поста, который начинается завтра? В этом году короткий пост – полторы недели. От чего мы можем на это время отказаться,  для того чтобы обрести это в новом качестве? Отдавая это Богу, отдавая, может быть, то, что есть в нашей жизни в каком-то уродстве, несовершенстве, в каких-то грехах и проблемах, и поняв, что мы можем получить то же самое в новом, преображенном качестве и в новом преображенном свете. И так мы можем действительно увидеть, что наша повседневность может заиграть совсем другими, иными, новыми красками.

Грядущий пост устремлен к празднику Петра и Павла. И по сути дела Петр задает вопрос, а Павел на него отвечает своей жизнью, показывая верность этих слов. Слов о том, что последние будут первыми, что гонитель может стать великим проповедником, а грешник выйдет на путь исправления.

И каждый из нас, называющий себя христианином, в этом наступающем апостольском посту может по-новому открыть тот дар Святого Духа, который получил во время крещения, миропомазания и получает во время каждой Божественной литургии. И принести Богу какую-то часть своей жизни, чтобы Он благословил, преобразовал, освятил и вернул ее нам.

Аминь.

 

Участь и долг последователей Христа. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/