Чудо насыщения голодных

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

1 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

2 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

3 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

4 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

5 Он сказал: принесите их Мне сюда.

6 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

7 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

8 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

9 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ

(Мф. 14:14-22).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Мы видим, что посреди чудесных явлений, которые совершает Христос, ученики обращаются к Нему с очень простой, совершенно профанной, светской просьбой.

Просьбой или, точнее, предложением ‒ решить проблему голода собравшейся толпы, голода, который возникает в совершенно естественных условиях пребывания в течение долгого времени со Христом, слушания Его проповеди, свидетельствования о тех чудесах, которые Он совершает. И ученики, видя эту человеческую проблему, реагируют на нее совершенно по-человечески. Это не их проблема, это проблема множества людей, которые собрались здесь. Это множество людей может и должно решить эту проблему самостоятельно – пойти в селение и там удовлетворить свой голод и жажду, которые у них возникли в этом пустынном месте.

И, вроде бы, все правильно, все нормально, так и нужно делать, но это именно человеческое решение. Именно человеческий взгляд. И Христос этой собравшейся толпе, и вместе с тем группе учеников, которые составляют Церковь или прообраз Церкви, говорит о том, что не всегда самый очевидный путь ‒ это самый правильный путь решения. Даже если его советует нам наша человеческая логика.

Поэтому Он говорит ученикам совершенно неожиданные слова: «Вы дайте им есть».

Не какие-то далекие продавцы в селении, не какие-то кафе и рестораны, как мы сейчас сказали бы, которые могут наполнить желудки собравшихся людей. Но ученики, раз они находятся рядом с этими людьми, должны подумать о том ресурсе, о том даре, о тех материальных, а может быть, и не материальных, вещах, которые есть у них. И с помощью которых, не думая, может быть, по-человечески об этом, они могут решить очень много проблем окружающих.

Наверное, вот такой же позиции нередко придерживаемся и мы с вами. Проще сказать: «Я за это не отвечаю, это не моя проблема, не моя зона ответственности и как человека, и как христианина, и как того, кто находится на определенном месте служения».

Всегда можно отправить людей в какое-то селение, сказать: «Идите туда, есть определенные службы, определенные ответственные, определенные люди, которые получают зарплату за то, что должны решать ваши проблемы. А я останусь в этом удобном мире, куда приходят какие-то сложности, но это сложности не мои, и я решаю их путем переключения на других людей, не пропуская через самого себя».

Христос показывает совершенно другой подход. Он говорит о тех, кто к нам приходит. Какой бы большой ни казалась эта толпа людей, каким бы огромным ни казалось множество проблем, которые ежедневно попадают в поле нашего зрения, в зону нашей ответственности, на них можно посмотреть не как на что-то плохое, от чего можно отмахнуться, а как на шанс, как на возможность, как на приглашение от Бога. Приглашение от Христа к тому, чтобы разделить эти проблемы с Ним. Разделить эти человеческие нужды, разделить свои внутренние скорби, вопросы, непонимание, неуверенность, свое внутреннее человеческое бессилие ‒ с Ним. И в этом случае стать, может быть, причастным к тому чуду, которое мы видим описанным в сегодняшнем Евангелии.

Христос совершает действия, которые лежат в основе нашей Евхаристии, в основе Божественной литургии, которую мы с вами совершаем. «Принесите»: приношение – это «проскомидия» по-гречески. То приношение, которое священник совершает в начале Божественной литургии, проповедь Христа и Его Слово, наставление Его Благовестия – об этом и говорится в том отрывке Священного Писания, которое мы с вами сейчас слышали.

Христос берет пять хлебов и две рыбки, из которых по-человечески можно сделать несколько бутербродов и раздать их, как максимум, апостолам и, может быть, тем, кто находится в первых рядах, или детям, которые особенно голодны.

Но Он берет эти немногочисленные дары, возносит Свои очи к небу. И мы на Литургии слышим возглас: «Вознесем наши сердца!» Он благословляет, а благословление по-гречески «евлагия» ‒ а это еще одно название раннехристианской Евхаристии.

Христос благодарит Бога за то немногое, что есть у нас, и разделяет это. Подобно тому как и мы будем разделять Дары Тела и Крови Христовой друг с другом и причащаться от Чаши все вместе.

И каждое воскресение, приходя в храм на Божественную литургию, мы не просто воспоминаем, а мы актуализируем, то есть делаем живым и настоящим то, о чем слышим в звучащем Евангелии.

Все многочисленные проблемы мира и проблемы каждого из нас ‒  их мы слышим в мирной ектении, их мы с вами будем слышать в молитве Евхаристического канона.

Мы будем сейчас молиться об этих людях, и мы молились о них и на проскомидии, и на сугубой ектении. Каждая Литургия — это приглашение к вот такому маленькому чуду.

Приглашение к тому, чтобы задуматься сейчас, во время службы: «А что мы Богу можем принести из своей человеческой неуверенности, из своего человеческого несовершенства, чтобы вместе с Ним возвысить свое маленькое слабое человеческое бытие? Чтобы идти вместе с Ним наверх, чтобы посмотреть на Него в другой перспективе, чтобы поблагодарить Бога за все проблемы, которые есть в нашей жизни. Чтобы поблагодарить вместе с Церковью Христа за то, что Он принимает нас, несмотря на нашу проблемную человеческую сущность».

Поделиться даже тем немногим, что, может быть, нередко нам кажется недостаточным для нас самих. И тогда действительно произойдет чудо преложения, пресуществления не только того хлеба и вина, которые сейчас находятся на жертвеннике, но пресуществление и преображение нашей жизни.

И тогда действительно мы вместе с апостолом сможем сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!»

Аминь!

Текст подготовила Татьяна Стрекопытова

Чудо насыщения голодных. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/