Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 8-ю по Пятидесятнице
1 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
2 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
3 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
4 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
5 Он сказал: принесите их Мне сюда.
6 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
7 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
8 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
9 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ
(Мф. 14:14-22).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы видим, что посреди чудесных явлений, которые совершает Христос, ученики обращаются к Нему с очень простой, совершенно профанной, светской просьбой.
Просьбой или, точнее, предложением ‒ решить проблему голода собравшейся толпы, голода, который возникает в совершенно естественных условиях пребывания в течение долгого времени со Христом, слушания Его проповеди, свидетельствования о тех чудесах, которые Он совершает. И ученики, видя эту человеческую проблему, реагируют на нее совершенно по-человечески. Это не их проблема, это проблема множества людей, которые собрались здесь. Это множество людей может и должно решить эту проблему самостоятельно – пойти в селение и там удовлетворить свой голод и жажду, которые у них возникли в этом пустынном месте.
И, вроде бы, все правильно, все нормально, так и нужно делать, но это именно человеческое решение. Именно человеческий взгляд. И Христос этой собравшейся толпе, и вместе с тем группе учеников, которые составляют Церковь или прообраз Церкви, говорит о том, что не всегда самый очевидный путь ‒ это самый правильный путь решения. Даже если его советует нам наша человеческая логика.
Поэтому Он говорит ученикам совершенно неожиданные слова: «Вы дайте им есть».
Не какие-то далекие продавцы в селении, не какие-то кафе и рестораны, как мы сейчас сказали бы, которые могут наполнить желудки собравшихся людей. Но ученики, раз они находятся рядом с этими людьми, должны подумать о том ресурсе, о том даре, о тех материальных, а может быть, и не материальных, вещах, которые есть у них. И с помощью которых, не думая, может быть, по-человечески об этом, они могут решить очень много проблем окружающих.
Наверное, вот такой же позиции нередко придерживаемся и мы с вами. Проще сказать: «Я за это не отвечаю, это не моя проблема, не моя зона ответственности и как человека, и как христианина, и как того, кто находится на определенном месте служения».
Всегда можно отправить людей в какое-то селение, сказать: «Идите туда, есть определенные службы, определенные ответственные, определенные люди, которые получают зарплату за то, что должны решать ваши проблемы. А я останусь в этом удобном мире, куда приходят какие-то сложности, но это сложности не мои, и я решаю их путем переключения на других людей, не пропуская через самого себя».
Христос показывает совершенно другой подход. Он говорит о тех, кто к нам приходит. Какой бы большой ни казалась эта толпа людей, каким бы огромным ни казалось множество проблем, которые ежедневно попадают в поле нашего зрения, в зону нашей ответственности, на них можно посмотреть не как на что-то плохое, от чего можно отмахнуться, а как на шанс, как на возможность, как на приглашение от Бога. Приглашение от Христа к тому, чтобы разделить эти проблемы с Ним. Разделить эти человеческие нужды, разделить свои внутренние скорби, вопросы, непонимание, неуверенность, свое внутреннее человеческое бессилие ‒ с Ним. И в этом случае стать, может быть, причастным к тому чуду, которое мы видим описанным в сегодняшнем Евангелии.
Христос совершает действия, которые лежат в основе нашей Евхаристии, в основе Божественной литургии, которую мы с вами совершаем. «Принесите»: приношение – это «проскомидия» по-гречески. То приношение, которое священник совершает в начале Божественной литургии, проповедь Христа и Его Слово, наставление Его Благовестия – об этом и говорится в том отрывке Священного Писания, которое мы с вами сейчас слышали.
Христос берет пять хлебов и две рыбки, из которых по-человечески можно сделать несколько бутербродов и раздать их, как максимум, апостолам и, может быть, тем, кто находится в первых рядах, или детям, которые особенно голодны.
Но Он берет эти немногочисленные дары, возносит Свои очи к небу. И мы на Литургии слышим возглас: «Вознесем наши сердца!» Он благословляет, а благословление по-гречески «евлагия» ‒ а это еще одно название раннехристианской Евхаристии.
Христос благодарит Бога за то немногое, что есть у нас, и разделяет это. Подобно тому как и мы будем разделять Дары Тела и Крови Христовой друг с другом и причащаться от Чаши все вместе.
И каждое воскресение, приходя в храм на Божественную литургию, мы не просто воспоминаем, а мы актуализируем, то есть делаем живым и настоящим то, о чем слышим в звучащем Евангелии.
Все многочисленные проблемы мира и проблемы каждого из нас ‒ их мы слышим в мирной ектении, их мы с вами будем слышать в молитве Евхаристического канона.
Мы будем сейчас молиться об этих людях, и мы молились о них и на проскомидии, и на сугубой ектении. Каждая Литургия — это приглашение к вот такому маленькому чуду.
Приглашение к тому, чтобы задуматься сейчас, во время службы: «А что мы Богу можем принести из своей человеческой неуверенности, из своего человеческого несовершенства, чтобы вместе с Ним возвысить свое маленькое слабое человеческое бытие? Чтобы идти вместе с Ним наверх, чтобы посмотреть на Него в другой перспективе, чтобы поблагодарить Бога за все проблемы, которые есть в нашей жизни. Чтобы поблагодарить вместе с Церковью Христа за то, что Он принимает нас, несмотря на нашу проблемную человеческую сущность».
Поделиться даже тем немногим, что, может быть, нередко нам кажется недостаточным для нас самих. И тогда действительно произойдет чудо преложения, пресуществления не только того хлеба и вина, которые сейчас находятся на жертвеннике, но пресуществление и преображение нашей жизни.
И тогда действительно мы вместе с апостолом сможем сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!»
Аминь!
Текст подготовила Татьяна Стрекопытова
Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/