Чудо насыщения голодных

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко.

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Мф. 14:14-22

Дорогие братья и сестры! 

Сегодняшнее Евангелие погружает нас в атмосферу волнения и напряженного ожидания Мессии. Палестина времен земной жизни Христа была как пороховая бочка    все ожидали чуда. И то, что совершал Христос, само Его присутствие, Его слова, жесты, на которые Он оказался способен, ‒ все говорило о том, что время приблизилось, что Царство Божие стоит на пороге. И, конечно, это подогревало еще больше ожидание толпы и людей. 

И вот сегодняшний эпизод начинается с воспоминания о том, что царь Ирод повелел казнить Иоанна Крестителя. Ученики похоронили своего учителя и сообщили об этом Иисусу. Для Христа это, конечно, очень тревожный знак: политически очень небезопасно сейчас быть настолько популярным и важным и разогревать мессианские настроения в народе, ожидания освобождения и того, что наконец-то воцарится Царь, воцарится именно Господь, Он станет их Царем.

 Поэтому Христос благоусмотрительно удаляется в пустынные места; вероятно, Ему тоже хочется побыть наедине, переживая удар от этого известия – смерти Своего предшественника, Иоанна Крестителя. 

Но толпа Его не оставляет. Представим себе вот это воодушевление, которое толкает народ вслед за Христом, и они Его не хотят оставить наедине в пустыне. И Христос этому не сопротивляется, все в сегодняшнем Евангелии проходит под знаком Божественного благоволения и благоутробия. 

Евангелист говорит, что когда Христос видит эту несчастную обездоленную толпу, которая в ожидании лучшего идет к Нему с чистым сердцем и пустыми руками, Его утробы содрогаются ‒  Он настолько охвачен любовью и жалостью, состраданием! Евангелист говорит, что Он исцелил всех больных, которые ждали Его помощи.  И наступает вечер. И вот здесь происходит самый главный секрет, происходит чудо умножения хлебов, которое по-разному можно прочитывать. 

Люди внешние, конечно, пытаются найти здесь какие-то естественно-научные обоснования либо психологические. Но попытаемся войти в этот текст через контекст, потому что для понимания Евангелия очень важен контекст, и этим контекстом являются не естественные науки и не наши с вами представления о том, что такое жизнь. Контекстом являются воспоминания о действиях пророков. 

Книги пророков, их деяния, описываемые в Ветхом Завете, дают нам ключ к пониманию того, что совершает Христос и какими глазами на это нужно смотреть, для того чтобы войти через правильную дверь. Конечно, в тот момент, когда Христос говорит Своим ученикам: «Вы дадите им есть, вы их накормите»,  Он не хочет привести их в какое-то разочарование или замешательство, неловкое положение, потому что они реалисты и прекрасно понимают, что пятью хлебами и двумя рыбками не накормишь пятитысячную толпу.

 Но Евангелие надо читать немного другими глазами. Здесь есть прекрасный урок для учеников.  

Дело в том, что как только верующий человек понимает, что ничто физическое, что у него есть, совершенно не способно обеспечить жизнь; когда человек по-настоящему понимает, что он нуждается;  когда он ищет сердцем или когда он чего-то не знает (а это замечательное свойство ‒ когда вы что-то не знаете), ‒  это прекрасный знак того, что вам что-то будет открыто.

Действительно, откроется некая тайна, потому что в этот момент Бог показывается как никогда близко. Он может войти в твою историю, и вмешаться, и совершить нечто важное со Своей стороны.

Здесь евангелист Матфей, конечно, напоминает всем хорошо знакомый эпизод. Это очень похоже на то, что однажды произошло с пророком Елисеем. В Северном царстве, за 800 лет до Христа тоже был голод, и однажды вот в такой же обстановке нищеты и лишения какой-то благочестивый смиренный человек скромно приносит свою жертву начатков урожая. Первый свой скудный урожай он целиком отдает пророку. И из этого урожая удалось сделать двадцать ячменных лепешек. То, что для одного пророка довольно много, чтобы прокормить его, понятно, что для толпы  ‒совсем жалкие крохи. Но Елисей тоже говорит своему ученику отдать все это народу «и пусть они едят». И ученик тоже в замешательстве, это капля в море: «Как я могу поделить это на сто людей?» Но Елисей отвечает: «Отдай народу, пусть едят». 

Елисей приглашает Бога войти в эту ситуацию, выйти на сцену и действовать. Потому что Господь обещал, что они будут есть досыта и еще останется. И когда слуга раздает эти ячменные лепешки, то текст подтверждает: «И они ели и остались по слову Господню». 

О чем еще говорит это Евангелие? Конечно, это знак того, что исполняется то, что ожидал народ и что обещал пророк Исаия. 

Есть другое пророчество, в котором Исаия говорит: «Господь Всемогущий устроит на горе Своей пир для всех народов, пиршество из тучных яств и старых вин, сочной пищи и выдержанного старого вина» (Ис 25:6), так что на этой трапезе насытятся все. 

Поэтому когда человек с глазами веры входит в это измерение пира, то ему очень многое открывается в другом свете. Дело в том, что когда речь идет о мере благодати, конечно, там немного другие законы, чем в мире наших житейских отношений. Во-первых, там не работает правило «ты мне ‒ я тебе», «баш на баш». Там бесполезно складывать или вычитать, отнимать от себя. В мире благодати действует только закон умножения и деления того немногого, что ты можешь отдать в простоте сердца, посвятить Богу или нуждающимся, – и оно умножится. К этой щедрости, к этому умножению благодати, к радости жизни призывает Господь. 

И сегодняшняя история, конечно, являет нам прообраз Евхаристии. Евхаристия ‒ это тоже тот пир, который Господь устраивает для своего народа. И Его присутствие, Его щедрость делают так, что возникает новое человечество, с совершенно новым сознанием, которое способно преобразить этот мир.

Сегодня нас Господь приглашает на свою трапезу. 

Аминь.

 

Чудо насыщения голодных. Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/