Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Мф.9:1-8
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня мы читаем Евангелие о том, как Иисус Христос совершил чудо исцеления расслабленного. Не очень длинное повествование, но необыкновенно насыщенное смыслом ‒ при том, что евангелист Матфей опускает многие детали, которыми можно было бы этот рассказ дополнить. Он как будто пунктиром намечает рассказ о необыкновенном происшествии, во время которого ситуация меняется, как минимум, два раза. Радикально меняется, как в короткометражном кинофильме, искусство которого заключается в том, чтобы за короткий отрезок времени показать глубокий смысл, большое изменение, которое происходит в течение короткого сюжета.
Вот первая ситуация: расслабленный, которого принесли и положили к ногам Иисуса. Дальше Господь произносит: «Прощаются тебе грехи твои». Фраза провокационная, так как вызывая недоумение, если не сказать сильнее – негодование. Негодование – лишь в мыслях, но Он читает мысли этих людей, книжников, которые совершенно справедливо замечают, что власть прощать грехи имеет только Бог.
Кстати говоря, грамматическую конструкцию с глаголом в пассивном залоге («прощаются»), которая содержится в формулировке Спасителя, богословы, толкователи и библеисты называют «божественным пассивом» (passivum divinum). Это способ соблюдения 3-й заповеди Моисея о непроизнесении имени Божия. В этой конструкции подразумевается, что субъектом действия является Бог, а не кто-то другой: грехи не сами по себе прощаются, непонятно от чего и по какой причине, а их прощает Бог. И поэтому в своем возмущении эти люди абсолютно правы: только Бог прощает грехи.
Таким образом, с их точки зрения Спаситель узурпирует Божественную власть ‒ единоличную власть прощать грехи. И, наверное, так помышляют в сердцах своих не только эти люди ‒ книжники, богословы, которые знают догматику, знают, что можно говорить о Боге, а чего нельзя категорически. В итоге они возводят на Спасителя в сердцах своих тяжкое обвинение в богохульстве. Забегая вперед, скажем, что все это повествование становится Евангельской историей в миниатюре. Ведь Спасителя приводят на Голгофу, на распятие, именно по обвинению в богохульстве, хотя это обвинение и было прикрыто потом политическими соображениями перед Пилатом. И эти мысли в сердцах не только книжников и богословов. Наверное, они и толпу способны науськать и как-то вдохновить на обвинение, как, собственно, мы и читаем в тех главах Евангелия, где говорится о Страстях Христовых, когда толпа требует: «Распни, распни Его!»
Но ситуация резко меняется, как только Спаситель говорит: «Да, только Бог прощает грехи, но что легче сказать «прощаются грехи» или «встань, возьми постель твою и ходи»?» Он произносит такие простые, обыденные слова, но приводят они к совершенно неожиданному результату. В самом деле, этот расслабленный встает, идет и ходит, и тем вызывает уже совершенно противоположные чувства ‒ не негодование и осуждение, а, наоборот, удивление и прославление Бога.
Кто знает, может быть, и среди этих книжников нашлись те, кто оказался способен переменить свои мысли и вместо осуждения прославить Бога, «давшего такую власть человекам».
Последняя фраза («давшего такую власть человекам»), которой завершается евангельский отрывок, имеет загадочный смысл. Совершил чудо Спаситель, Господь, а власть дана всем человекам ‒ или, по крайней мере, человекам как ученикам Спасителя, как Церкви.
Вернемся к сравнению с Голгофой, с распятием, после которого состоялось славное Воскресение, когда Господь открывает дверь в жизнь с избытком, в жизнь в Боге, в счастье, в радости, во свете ‒ хотя каждый по-своему понимает, конечно, эту радость. Человек получил исцеление от физической болезни, все порадовались: как не порадоваться тому, что человек так болел, страдал годами, а тут встал и пошел, стал здоровым! Здесь, правда, следует заметить, что присутствовавшие там люди заплатили очень низкую цену за здоровье конкретного человека, – совсем не такую, какую заплатили те, о которых мы читали в прошлое воскресенье: ведь тогда в море устремилось целое стадо свиней (свинины!). То исцеление оказалось слишком дорогим для людей, так что они вскоре позаботились о том, чтобы Спаситель больше не появлялся в их краях. А здесь люди просто лицезрели со стороны. Порадовались ‒ и на том спасибо.
Но гораздо большая перспектива открывается перед человеком в Воскресении Христовом, в начале новой жизни. Не просто в даровании физического здоровья, а того небывалого и невиданного, что «Господь открывает любящим Его» (1 Кор. 2:9). И сегодня мы можем, поразмышляв над этим Евангелием, уйти с вопросом: а что же такое «власть, которая дана человекам»? Не только Иисусу Христу, но человекам, нам, кто хочет быть Его последователями, учениками? И пусть этот вопрос приведет нас к правильному ответу.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/