Исцеление бесноватого отрока

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 4-ю Великого поста

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Мк. 9:17-31

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Концовка сегодняшнего Евангелия уже указывает нам на события Страстной седмицы, на события Пасхи, к которой мы вновь устремляемся в рамках этого богослужебного года. Вместе с тем, если мы посмотрим на Евангелие от Марка, то увидим, что Христос трижды говорит о Своих будущих страданиях и о Своем воскресении. В восьмой главе, незадолго до сегодняшнего чтения и после этого апостол Петр пытается переубедить Христа, отозвав Его, наедине пытается скорректировать курс Бога, план Бога, в зависимости от своих человеческих взглядов и предпочтений. Второй раз – в девятой главе, то, что мы слышали сейчас. И дальше евангельское повествование рассказывает о том, как ученики идут со Христом и Он спрашивает: «О чем вы друг с другом говорите? Может быть, вы обсуждаете тайну смерти и воскресения? Может быть, вы обсуждаете то непонятное будущее, которое Бог готовит для вас?» А они обсуждают, кто из них «больший»…

Третий эпизод мы будем слушать в следующее воскресенье, продолжение этой истории. Еще раз Христос скажет о своей смерти и воскресении, и реакция будет еще более человеческой, еще более понятной, еще более земной: двое ближайших учеников начнут спорить о том, кто сядет по правую и по левую руку, кто займет два ключевых места в новом «министерстве» нового Царя, которое, как они считают, Он вот-вот воздвигнет здесь, в Палестине, исполняя все те обетования, которыми живет Израиль.

Но сегодняшнему предвозвещению смерти и воскресения Христа предшествует исцеление. Особое и, наверное, единственное в Евангелии, где ученики оказываются несостоятельными. Одно из последних исцелений.

Евангелие от Марка в первой части наполнено чудесами, и высшей точкой этого является исповедание Петра и Преображение, которое описывается в начале этой же девятой главы. А затем, как бы достигнув вершины, повествование Евангелия идет «вниз». Вниз с горы Фавора, вниз в Иерусалим, вниз от славы к уничижению и уничтожению физическому Сына Человеческого на кресте. После этого исцеления будет еще только одно – слепого Вартимея, поэтому то, что описывается в сегодняшнем Евангелии, это в некотором роде последнее наставление Христа не только словом, но и делом перед Его крестной смертью. Наставление как отдельному человеку, так и всей Церкви.

В этом отрывке много глубоких богословских мотивов. Наверное, самый важный из них заключается в том, что Церковь не может жить постоянно в славе, Церковь не может жить постоянно в осязаемом присутствии Бога. Сегодняшнему чуду предшествует Преображение. (В Церкви в рамках нашего богослужебного года Преображение – это августовский праздник, не связанный с Пасхой, но по Евангелию это как раз то, что происходило за несколько недель до крестной смерти и воскресения Христа.) И вот этот опыт живого богообщения, опыт созерцания света не может быть бесконечным. Опыт божественной литургии, опыт совместной молитвы рано или поздно заканчивается, подобно тому как этот опыт заканчивается у апостолов, когда они после Фавора оказываются перед лицом болезни, перед лицом искаженности человеческой природы, перед лицом невозможности сделать что-то человеческими руками.

Священное Писание постоянно говорит о таком вот изменчивом, переменчивом опыте: после крещения Христа следуют Его искушения в пустыне; Моисей восходит на гору Синай, получает там откровения от Бога, а когда спускается вниз – там народ уже сделал себе золотого тельца; пророк Илия восходит на гору Хорив, но не может оставаться там после встречи с Богом, которую он пережил, – он должен спуститься вниз и идти к нечестивым царям Ахаву, Изавели и т.д. и продолжать свое служение уже в совершенно обычных условиях, которые, вроде бы, вообще никак не меняются от того опыта, который мы получили. Но это обманчивое впечатление. На самом деле эти изменения происходят, но не так быстро, не так легко, может быть, как нам хотелось бы.

Мы видим, что в сегодняшнем исцелении апостолы оказываются несостоятельными, вся их эйфория, которую мы видим в Евангелии, когда Христос отправляет их на проповедь, дает им силы исцелять болезни и изгонять злых духов, рассеивается. Да, ранее они приходили к Иисусу и говорили о том, что злые духи повинуются им, ощущали себя «новыми целителями», новой командой, которая может изменить лицо Израиля, действительно принести что-то человечеству и конкретному человеку…

Но вот здесь они оказываются перед лицом неудачи.

Этот опыт, наверное, есть у каждого из нас, когда мы берем что-то и приносим Христу, но ситуация не меняется сразу в лучшую сторону, а иногда даже ухудшается. И вот здесь отец приводит ребенка. Да, он болен, но хотя бы может идти, но тут начинается припадок – и ребенок чуть ли не умирает, по крайней мере кажется умершим. Вроде бы, если бы его не привели, этого, может, и не случилось бы!.. Но Христос меняет ситуацию: Он доводит ее до логического конца, Он доводит ее до границы смерти, до границы отчаяния и бессилия – чтобы начать разговор с отцом. Разговор, который здесь, наверное, может показаться совершенно неуместным: умирает ребенок, нужны какие-то срочные, как сейчас сказали бы, реанимационные действия, а Христос начинает говорить о чем-то другом.

И вот этот диалог – еще один очень важный урок и ученикам Церкви, и каждому из нас. Отец уже, по сути дела, отчаялся: ученики не смогли помочь, и он говорит: «Если сможешь что-то сделать, сжалься и помоги нам». Тот славянский текст, который мы слышали и знаем, звучит так: «Если можешь каким-либо образом веровать, – все возможно верующему». Но если мы посмотрим на древние рукописи, на какие-то другие современные переводы, то увидим, что там этот диалог выглядит совершенно иначе.

Христос говорит: «Если можешь…» – как бы ставит вопросительный знак. (И иногда в некоторых переводах вопросительный или восклицательный знаки стоят.) То есть Он говорит отцу: «Ты ставишь Мне условие, могу ли Я или нет?» А один перевод даже дает такой текст: «Если ты можешь, все возможно верующему». То есть Христос тот вопрос, который обращен к Нему, переадресует обратно к человеку.

Да, у Бога есть эта сила, но что можешь ты? Какие условия выставляешь Богу ты и что ты сделал для того, чтобы своей жизнью эти условия исполнить? Мы видим, что в этой сцене Христос вроде бы раздражен, вроде бы раздосадован, может быть, в определенной мере Он, как может показаться, «опускает руки»: что же это за неверный род, неверующее поколение! Он так много делал, Он много ходил, Он много говорил, Он много совершал чудес – и вот такой результат незадолго до Его крестной смерти.

Но вместе с тем мы видим, что Христос делает одно конкретное дело – в этом состоянии определенного отчаяния, может быть, некой безысходности, осознания некой неисправимости человека и человеческого рода, поскольку, как кажется, ничего не может сделать Его земная проповедь на протяжении нескольких месяцев или лет, хотя Он прилагает все усилия… И тогда Он делает одно конкретное маленькое дело – Он помогает одному человеку, одному мальчику, помогает вот этой семье, помогает его отцу.

И тем самым это маленькое дело становится для нас знаком: как бы тяжело, как бы темно в окружающем мире ни было, как бы ни отказывались люди воспринимать слово благовестия, решить эту проблему можно только одним способом – сделать маленькое, конкретное дело, дело помощи, любви, дело Евангелия по отношению к тому человеку, который оказывается рядом с нами и которого посылает нам для этой встречи Бог.

Если действительно мы будем поступать таким образом, следуя этому опыту, то тогда и крестная смерть не станет концом. Она станет источником, открытием новых глубин и перспектив в нашей жизни, преображением и посвящением ее свету Воскресения Христова.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Исцеление мальчика, одержимого бесом. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/