Можно ли исцелять в субботу?

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Лк.13:10-17

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие от Луки повествует нам о женщине, которая 18 лет была скрючена, скорчена какой-то болезнью, не позволявшей жить полноценной жизнью. Но, тем не менее, все эти годы она посещала синагогу, приходила, чтобы молиться Богу, чтобы исполнять субботу, чтобы жить той же жизнью, которой живут окружающие ее люди, ее односельчане, или одногорожане.

И вот в этот день происходит нечто необычное – Господь ее исцеляет. А начальник синагоги, негодуя, говорит те слова, которые мы сейчас слышали. Слова, которые выражают в каком-то смысле мнение довольно многих людей, находившихся там, в этой синагоге. Потому что существовало такое убеждение, что всякая болезнь, всякая неудача, всякое какое-то неправильное в твоей жизни явление всегда связано с грехом. Если человек праведен, то обязательно Бог его наградит великими дарами: богатством, здоровьем и т.д.

Но не все так считают, и вот если мы немножечко расширим контекст сегодняшнего чтения и посмотрим буквально на несколько стихов назад, в Евангелии же от Луки, мы увидим, что Иисус высказывается по поводу событий, произошедших когда-то очень давно и в том числе и недавно. Там есть связь с тем, что мы слышали сегодня. Он вспоминает о 18-ти людях, которые пострадали при падении Силоамской башни, и говорит: «Думаете ли вы, что все эти 18 человек были более грешнее, чем все остальные жители того края, раз именно они пострадали? Нет,» –  отвечает Он Сам на этот риторический вопрос.

Здесь происходит такая неожиданная «перекличка» – 18 человек там, 18 лет здесь. И как мы уже не однажды замечали в Евангелии, эти неожиданные цифровые совпадения дают нам определенные намеки. И здесь Господь как будто бы говорит: «Неужели вы думаете, что раз эта женщина 18 лет страдала, значит она более грешная, чем вы? Думаете, что она меньше молится Богу, что она меньше Его любит, что она меньше жаждет спасения?» И в ответ как бы на этот же вопрос Он дает ей исцеление. 

Такая смысловая связь с тем, предыдущим отрывком, обращает внимание еще на одну деталь. Там Господь, после того как Он вспоминает этих 18 человек, говорит еще слова: «Но если вы не покаетесь, то вы закончите, как эти 18». Нас эти слова вводят в контекст особого состояния – состояния покаяния, переосмысления своей жизни, обращения ко Господу.

Может быть, эта женщина свои покаяния все эти 18 лет (или часть из них) приносила непрерывно. А может быть, для нее исцеление наступило неожиданно и, как молния с небес, поразило ее в самое сердце. Возможно, покаяние придет к ней после этого события – мы этого не знаем. Но Господь делает этот акцент для нас с вами. И особенно он уместно звучит в контексте сегодняшнего апостольского чтения: ведь покаяние – это не то, что принесет обязательное исцеление, что как бы в обратную сторону «раскрутит» эту пружину, чтобы мы смогли сказать: «Вот, тот, кто получил исцеление, обязательно принес какое-то бо՛льшее покаяние, чем кто-то другой!»

Ни одним из подобных критериев нельзя оценивать эти вещи вот так буквально. Но покаяние дает совершенно особое состояние человеку в отношениях с Богом, то состояние, которое можно выразить словами сегодняшнего Апостола. Теми словами, или, точнее, теми реалиями жизни, которые позволят человеку преодолеть всякое искушение, всякую трудность, всякое событие, с которым он столкнется и которое, может быть, на первый взгляд, будет невозможно понять, вместить в себя и перенести.

Потому что эти состояния апостол называет «щитом веры», «броней праведности», «обувью готовности» и т.д.– теми доспехами, в которые облачается человек, когда он готов следовать за Христом.

Примем же мы тоже вместе с учениками Христовыми эти слова как руководство к действию. Последуем же за словами Христа и за советами апостолов!

Аминь

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Можно ли исцелять в субботу? Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/