Исцеление дочери хананеянки

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 36-ю по Пятидесятнице

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Мф.15:21-28

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Когда мы читаем Евангелие, складывается впечатление, что Господь наш Иисус Христос очень активно отвечает на просьбы, обращения к Нему. Мы видим много знамений, чудес, когда Он реагирует на просьбы людей – либо самих болящих, либо их близких, родных. Даже иногда Он убеждает их, что может помочь, – если по какой-то причине они считают, что уже не надо ничего делать, как в случае, например, с уже умершей дочерью Иаира.

Но здесь совершенно другая ситуация. Здесь мы встречаем очень необычного Христа, Который молчит. Молчащий Бог… К нему взывает человек, кричит, просит о помощи, а Он… молчит. Да, мы уже знаем конец, что все будет хорошо: эта женщина получит просимое. Но почему именно так все происходит, почему именно так реагирует Бог, зачем Он так делает? Очень важно понять это нам, сегодняшним, две тысячи с лишним лет спустя с событий, которые здесь описываются.

Для этого нужно вспомнить о том, кто эта женщина, откуда она. Давайте вспомним, где находится Христос.  Евангелие говорит, что Он пришел в пределы Тира и Сидона. Эта страна Ханаан, страна потомков Хама и его сына Ханаана, о котором говорится в книге Бытия про Ноя. Мы все хорошо помним эту историю и пророческое слово Ноя, который проклинает всех потомков Ханаана, которые будут во служении у потомков других братьев Хама – то есть евреев. Но надо сказать, что, когда народ израильский пришел в эту страну, страну обетованную, страну очень богатую, природно богатую, а именно в страну Финикию, «страну фиников», плодородную землю, в прекрасные места, – они не завоевали ее целиком. Ханаан как таковой остался, ведь его территория – земля нынешнего Ливана, и города Тир и Сидон имеют свое продолжение в нынешних веках. Но важно, что эта страна людей, которые жили совершенно по другим религиозным законам, на других религиозных основаниях строили свою жизнь.

Эти люди поклонялись Ваалу и его жене Астарте, приносили жертву Молоху, приносили жертвы человеческие. Было вполне в традиции этого народа убить младенца и заложить его в основании дома, чтобы этот дом потом стоял благополучно. Почему-то считалось, что это приносит удачу и благоволение богов. Это подтверждается археологическими раскопками: в этих местах нашли огромные захоронения младенцев. Все это, конечно, вносит не просто неприязнь, а напряженность религиозной ненависти между народом израильским и народами Ханаана. Там был целый ряд племен, которые жили и воевали между собой, и, конечно же, народ Израилев находился в определенной напряженности в этих местах.

И вот Христос приходит именно туда, в эти пределы Тирские и Сидонские, и встречает Он представительницу этого народа – хананеянку, которая идет за Ним и просит помощи. Становится понятным, почему происходит дальнейшее: обычно мы слышим слова Христа, но здесь Он молчит. Молчит  почему? Потому, что Он не их Бог, вообще говоря. Он не сын бога, которому они поклоняются. Для них Он – никто. И если эта женщина кричит и чего-то просит, почему она просит Его? Потому что она слышала, что Он исцелял в тех местах, потому что до них дошли слухи, что есть какой-то удивительный человек в израильском народе, который исцеляет и даже воскрешает людей. И вот она увидела в этом как будто надежду для себя.

Кто из нас не поступил бы так же, если бы мы даже верили в других богов? Родилась какая-то внутренняя надежда, появились размышления, как бы это получить. Вот основания, вполне подходящие для этой ситуации.

Итак, женщина продолжает взывать, кричать, а Бог продолжает молчать. Здесь вступает в действие Его община, Его друзья, будущие апостолы, люди, которые с Ним путешествуют, которые обращаются к Нему с просьбой. Они ходатайствуют: «Отпусти ее, сделай что-нибудь, или откажи как-то уже полноценно, чтобы она поняла, что не надо ходить и кричать (в конце концов, это очень неудобно, когда за тобой ходит и кричит женщина), или что-то сделай другое». С этого начинается диалог. Диалог, потому что до этого Бог молчит.

Обращаеются к Христу Его ученики, Он отвечает им, но это слышит и она каким-то образом. И тогда для нее почему-то становится возможным приблизиться и попросить уже Его лично. Не вот так вот издалека, а лично обратиться к Нему с просьбой и получить ответ: «Не должно отнимать у детей и давать псам». И вот тут она проявляет ту самую веру, веру в то, что она тоже дитя Божие. Она говорит эти известные удивительные по смирению слова, что и псы тоже имеют какую-то долю у хозяина, вместе с детьми. Она показывает, что она, будучи хананеянкой, верит в Того же Самого Бога. Что она верит, что она дитя этого Бога, хотя и выросла совершенно в другой традиции. И вот тогда звучит ответ Бога, и Он исцеляет ее беснующуюся дочь.

Для нас сегодняшних вопрос: А что это значит? Этот молчащий Бог, так знакомый, вообще говоря, всем нам. Ведь мы все имеем опыт, когда мы просим, а Он молчит. Мы что-то говорим, иногда даже кричим, а Он молчит в ответ…

И здесь мы понимаем, что Церковь, которая вот здесь, в этой истории выражена общиной, учениками, следующими вместе со Христом, тоже играет огромную роль. Просьбы Церкви, ходатайство Церкви открывают возможность человеку просящему, пришедшему совершенно из другого народа, имеющему жуткую традицию, которая, казалось бы, закрывает всякую возможность общения с Богом. Но ходатайство Церкви открывает возможность диалога.

Сегодня человечество живет ничуть не лучше, чем жили жители этого Ханаана. По-прежнему убиваются люди, по-прежнему приносятся в жертву огромное количества людей и детей в том числе, мы продолжаем быть такими же, как жители Ханаана. Мы продолжаем это делать, но мы тоже дети Его. Мы тоже дети Небесного Отца, и для нас Христос такой же Спаситель, как и для тех, кто следовал за Ним с самого начала. Для нас тоже открыта возможность прощения и исцеления, того самого исцеления, которого так жаждет этот мир, который в заблуждении ищет этого исцеления совершенно в других точках.

Мир пытается найти другие основания, но Спаситель лишь один – Христос, и для нас открыта эта возможность – обратиться к Нему. Потому что все века Церковь Его, Церковь Христова, Церковь любящих Его учеников, ходатайствовала за таких, как мы: чтобы наше сердце исцелилось, чтобы мы пришли к Господу и открыли этот путь, и последовали за Ним, и стали тоже Его Церковью. И продолжили, как и эти ученики, ходатайствовать за тех, кто еще не видит и не слышит, но ищет этого спасения.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Исцеление дочери хананеянки. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/