Кто прощает грехи?

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 2-ю Великого поста

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Мк.2:1-12

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы слышали отрывок из второй главы Евангелия от Марка, который повествует о том, как Христос приходит в город Капернаум, где Он был буквально недавно, несколько дней назад. Он впервые появляется в Капернауме, исцеляет бесноватого в синагоге, потом находится в доме Петра, исцеляет там его тещу и еще множество людей, потому что слава о Нем распространяется. Он исцеляет прокаженного, об этом буквально вчера было чтение — и, хотя Он этому прокаженному сказал не говорить о содеянном ему от Господа, тот разгласил. И вот эта слава приводит к тому, что Иисус вынужден находиться не в городе (хотя многие его ученики из Капернаума и здесь много домов, готовых Его принять). Но Он вынужден пребывать за городом, находить там какое-то уединение, молиться. Хотя и там скопление народа — идут и идут люди, которые жаждут и увидеть, и прикоснуться к этому удивительному человеку – учителю и целителю.

И вот, когда Он снова появляется в Капернауме, об этом очень быстро распространяется молва. И в этом доме – может быть, это был тот же самый дом Петра, может быть, дом кого-то из других учеников — очень быстро собирается много народа. И среди них не только близкие люди, но еще и книжники, которые пришли посмотреть, что будет происходить. А происходит какая-то беседа, и дальше – явление группы энергичных людей, которые предпринимают беспрецедентные меры, чтобы добраться до Христа и предъявить Ему своего больного товарища, при этом как будто все это молча.

Но надо сказать, что для Христа это все не является чем-то бессловесным. Каждое действие человека для Него – это слово. Оно что-то выражает, и в данном случае оно является выражением веры. Христос отвечает на это обращение, потом диалог с фарисеями… – как гласит вся эта известная история вокруг расслабленного, спущенного через крышу. Но я бы хотел остановиться не на этом.

Может быть, это немного неожиданно, но я хотел бы предложить поразмышлять почти о последних словах этого отрывка. Точнее – о последней фразе, которую говорит Христос исцеленному Им человеку: «Возьми постель свою и иди в дом свой». Почему-то я подумал, что по аналогии с другой историей, где человек спрашивает: «Кто ближний мой?», здесь этот расслабленный мог бы спросить: «А где дом мой?»

И действительно, а где наш дом? Дом – где нас родили, вырастили? Дом – где мы создали семью? Может, дом – наш город, наша страна? Наша родина? Да, на всё это можно ответить утвердительно – это наш дом, в более узком или более широком смысле этого слова. И, конечно, дом мы воспринимаем как место какой-то силы, которая нас питает, в котором, как гласит русская пословица, «и стены помогают». Именно туда, домой, «кони несут быстрее», когда ты возвращаешься, «ноги сами бегут». Иногда кто-то говорит: «Мой дом – моя крепость» и пытается его изобразить такой вот огражденной крепостью, защищенной, в которой человек может отгородиться от невзгод, бушующих в мире. Во всяком случае, у человека бывает такая иллюзия, что это можно сделать.

И вот человек из сегодняшнего отрывка буквально услышал Христа: он взял свою постель и пошел. Мы даже не знаем, куда он пошел. В какое-то место, где он, наверное, чувствовал себя более безопасно, где он мог ощутить какое-то тепло, где он мог после всего того, что с ним произошло, получить какую-то реабилитацию: восстановить силы, обдумать то, что с ним случилось до этого события, в этом событии. Кого он считал наиболее способствовавшим тому, что он исцелился? Может быть, самого Христа, может быть, этих четверых его друзей, которые совершили действительно невероятный поступок: притащили его откуда-то, разобрали крышу – совершенно радикальная вещь. Во всяком случае, всё это ему нужно было осмыслить. Но где же его дом?

Где дом христианина, где дом верующего человека?

А что об этом думает сам Христос? Когда к Нему подходит один из желающих последовать за Ним, Он отвечает: «Сыну человеческому негде приклонить главу». Хотя у птиц есть гнезда, у лис есть норы, каждое животное и каждый человек, как существо живое, конечно, стремится обустроить некое местечко, где ему хорошо. Это местечко, где ему лучше всего, куда он вкладывает свои силы, чтобы сделать его еще лучше.

И в этом смысле мы можем себя проверить: а куда мы вкладываем свои силы? Где нам лучше всего? Куда мы готовы не просто отдать какую-то часть, ради чего стремимся не просто совершить что-то такое полезное, доброе, отделить от себя какую-то частицу, но куда мы вкладываем самого себя?

Для Христа то место, куда нужно вкладывать всего Себя, — это Дом Божий: «Дом Отца Моего, в котором Мне надлежит быть». И вот в этот дом Он вкладывает. Да, у него есть сотни домов, по Его же словам, что нет человека, который оставил бы свой дом и не обрел бы в сотню раз больше друзей и домов. Он находит дом и у Петра, и у сестер Марии и Марфы, Он находит еще какие-то дома, и даже под открытым небом может найти дом в каком-нибудь шалаше, в какой-нибудь небольшой палатке. И даже у колодца, куда приходит самарянка, Он тоже находит дом, потому что в этом доме Он может быть непосредственно с Отцом. Он находит дом даже в пещере с четверодневным Лазарем, ведь там Он творит волю Божию. Он чувствует Себя Дома.

Для нас, верующих христиан, верующих в Того самого, можно сказать, странствующего Бога, Бога, которому негде вроде бы и главу приклонить, –мы сами можем становиться «домом». И Он становится для нас Домом. И вот этот бывший расслабленный, а может быть, еще до сих пор немножко расслабленный, хотя у него уже появилась сила в ногах, — он пошел в какой-то свой дом, чтобы подумать, а где же его дом настоящий? И, быть может, он вернется сюда, где Христос, в это или какое-то другое место. Он Его найдет, и он последует за Ним.

Так же, как и мы уходим в свои дома, чтобы принести частичку той благодати, которую обретаем здесь или в каких-то других местах, где встречаемся со Христом. Порой нам кажется, что мы можем эту частичку сохранить для самих себя: согреть свой очаг, согреть своих узко собранных близких этой благодатью. Но со временем мы, наверное, понимаем, что самый настоящий наш Дом – это не какое-то определенное место, которое, на самом деле, в современном мире не имеет никаких стен – в него может проникать кто угодно. Мы не можем ни одно место назвать своей «крепостью», мы ни одно место не можем назвать чисто «своим», потому что, в принципе, его можно разрушить, его можно отобрать. Любой человек может остаться бомжом, не имеющим такого буквального крова. Всякое может случиться в этом мире, как говорит, опять же, русская пословица: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Всё может произойти с каждым, но что невозможно отнять у человека – это его веру и живую связь со Христом. Если он сам не откажется от этого.

И вот этот дом – Дом, который на небесах, который строится в вечности, – и является истинным Домом каждого из нас.

Аминь!

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Кто прощает грехи? Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/