Все убранство нижнего храма оформлено в византийском стиле:
- алтарная часть, где вместо иконостаса – низкая алтарная преграда (таким был замысел создателей храма 100 лет назад),
- фрески,
- бóльшая часть икон.
Автор этого оформления – архимандрит Зинон (Теодор), хорошо знающий историю богослужебной традиции, автор этих самых замечательных фресок и икон. В соответствии с византийской стилистикой пошиты и облачения для священнослужителей и чтецов. Их покрой отец Зинон предложил на основе византийских мозаик и других изображений первого христианского тысячелетия. В похожих одеяниях, кстати, изображены апостолы и диаконы на фресках алтаря и диаконника.
Если не особенно приглядываться, эти облачения не сильно отличаются от современных греческих облачений, получающих все большее распространение и в России (главное отличие – отсутствие традиционного для русского облачения стоячего «воротника» фелоня). Лишь приглядевшись, можно увидеть, что византийское облачение нижнего храма отличается и от греческого – прежде всего, длинóй передней части, равной длине задней части. Кроме того, византийскому облачению нижнего храма свойственна более скромная, прямо скажем, минималистская расцветка и отделка. Для фелоня используются только два цвета:
- светлый (песочный) – для дней праздничных и непостных,
- темный (бордовый) – для периодов длинных постов.
Стихари для диаконов и чтецов, а также подризник для священников – всегда одни и те же: белого цвета с двумя темными вертикальными полосами, идущими от плеч до низу – так называемым клáвиями, как на византийских одеяниях.
Традиционное же русское облачение, с привычной цветовой гаммой в соответствии с праздниками, используется в верхнем храме, оформленном в стиле храмов Московской Руси XVII века (времени начала правления династии Романовых), – с пятиярусным иконостасом и другими атрибутами русского православного храма.
Дополнительно:
Страница Швейной мастерской Феодоровского собора (Ризничий цех), где находятся фотогалереи с примерами облачений, изготовленных для нижнего храма.