ВИДЕО: Цели катехизации | Протоиерей Александр Сорокин

 
 
 

Ролик шестой

Цели катехизации | Протоиерей Александр Сорокин

В серии роликов отец Александр рассказывает об истории и особенности проведения катехизации в Феодоровском соборе.

Информация о катехизации на сайте Феодоровского собора.

Часть 6. Цели катехизации

Теперь настал момент поговорить о целях катехизации. Конечно, в общих чертах понятно, каковы эти цели: привести человека в Церковь, наставить в вере, объяснить веру. Но необходимо сказать еще о некоторых важных нюансах, и тогда для кого-то эти цели покажутся еще более широкими и многогранными.

Прежде всего, это наставление в вере и получение адекватных (очень важное здесь слово – адекватных), т.е. из первоисточника, из самой Церкви знаний о Церкви, о Боге, о Евангелии, об Иисусе Христе. И делается это не только на основе каких-то книжных знаний, но и отталкиваясь от опыта Церкви, а ему уже 2000 лет. Вернемся еще раз к слову «адекватный», которое уже было произнесено и которое является ключевым. Дело в том, что в наше время о Церкви, о Боге знают, говорят и рассуждают очень многие люди, и вряд ли найдется такой человек, который бы об этом вообще ничего не слышал. Так вот, очень важно, чтобы Церковь сама о себе рассказала тому человеку, который войдет внутрь. Пусть он изнутри, в процессе общения с братьями и сестрами узнает, чему Церковь учит в течение всего этого времени. И это первая цель катехизации – получение такой информации.

Но катехизация не ограничивается лишь информационной составляющей. И вторая цель катехизации — познакомить человека с опытом молитвы, которая в свою очередь может быть как личной, так и церковной, общественной. Личная молитва – это умение быть наедине с Богом в твоем индивидуальном личном пространстве, малодоступном (или неведомом) никому другому, кроме тебя самого. И это то, чему не так просто научить, читая лекции или просто рассказывая на словах, как это делает тот или иной человек. Это тоже такой постепенный путь, который должен на своем опыте пройти каждый человек, который решается вступить в серьезные отношения с Богом.

Третья цель катехизации – это формирование навыка участия в богослужении, именно участия. Потому что для многих людей, особенно внешних, которые часто судят о Церкви со стороны, богослужение выглядит неким действом, совершаемым определенным кругом лиц (священнослужителями, их непосредственными помощниками) у алтаря. При этом основная масса людей, стоящих в храме, является как бы зрителями, наблюдателями, которым может быть далеко не все понятно. Кстати, некоторые видят именно в этой непонятности определенный смысл присутствия людей на богослужении. Сейчас мы не будем рассуждать и критиковать это отношение. Но я хочу напротив, подчеркнуть, что богослужение по своей сути, по своей букве предполагает участие всех присутствующих. И вот для того, чтобы этому научиться, тоже надо на собственном опыте (опыте участия под руководством тех, кто такой опыт уже имеет) научиться тому, чтобы присутствуя на службе, воспринимать не только сердцем, но и умом, те слова и действия, которые происходят в этот момент в храме.

Четвертая цель – это научение практике жизни в соответствии с верой, с обретенными знаниями о Церкви и Евангелии, в соответствии с молитвой, которой ты учишься, в соответствии с богослужением и теми словами, которые звучат на службе. И вот эта практика жизни – одна из основных целей катехизации.

Наконец есть еще одна цель (о которой, возможно, не каждый догадывается, когда слышит рассказ о катехизации) – это обретение среды общения с единомышленниками, единоверцами, братьями и сестрами по вере. Для современного человека (как и для человека во все времена) очень важно иметь собеседников, тех, с кем можно говорить о вере и вместе молиться. Порой общение современного человека далеко от Церкви, от того контекста, в который человек погружается приходя в храм раз в неделю по воскресеньям. Многие сейчас страдают от того, что не с кем поделиться, даже среди родственников, в семье, тем более на работе. Такого общения очень мало. И вот катехизация преследует в том числе цель предоставить человеку полноценное, многогранное общение в обретенной христианской вере.