ВИДЕО: Катехизация для крещеных, но не воцерковленных | Протоиерей Александр Сорокин

 
 
 

Видео № 4

Катехизация для крещеных, но не воцерковленных | Протоиерей Александр Сорокин

Часть 4. Катехизация для крещеных, но не воцерковленных (расшифровка видеозаписи)

Для кого еще предназначена катехизация, кроме тех, кто будучи некрещеным, готовится ко Крещению? Реальность наших дней такова, что таких людей (некрещенных, но готовых принять Крещение) не так уж и много. В нашем обществе, как старые времена, как и сейчас, принято крестить еще в младенчестве, и люди приносят крестить в Церковь детей. Скажем честно, у этого есть как свои плюсы, так и свои минусы.

И в катехизации нуждаются те крещенные люди, которые никогда не были в Церкви, или никогда серьезно не задумывались о Евангелии, о Церкви, о своей вере, о своей духовной жизни. Таких людей можно определить уже устоявшимся термином – «невоцерковленные». Это люди крещеные, но не имеющие опыта церковной жизни.

В каком-то смысле можно сказать, что это жребий, который в одних случаях дает совершить крещение младенца (без его согласия, разумеется), а в других случаях младенца не крестят. Есть такие примеры, когда в одной семье, например, есть брат и сестра или два брата (две сестры), при этом один из них крещеный, а другой – нет. Просто потому, что одного донесли до Церкви, а другого — нет. А ведь растут они в одной семье, в одной атмосфере, в одной среде, и степень их воцерковленности ничем не отличается. Можно ли сказать, что один (тот, кто крещеный) счастливее другого? Счастливее ли крещеный по сравнению с тем, кто некрещеный? Тут тоже можно рассуждать по-разному. В прошлый раз мы говорили, что некрещеный человек в определенном смысле счастливее, потому что он имеет возможность пройти катехизацию как путь, ведущий к Крещению, как время, когда он может взвешенно, обстоятельно, вдумчиво отнестись к своему решению через общение с Церковью, с братьями и сестрами по вере.

Но ведь то же самое может относиться и к человеку, крещеному в младенчестве, но никогда не прикасавшемуся к опыту церковной жизни. И таких людей гораздо больше, такова реальность наших дней. Можно говорить о причинах, об истории, о том, что это такая оборотная сторона общественной традиции. И хотя с ней и боролись в былые годы, но эта традиция смогла выжить, у нее есть и положительные стороны, и темные оборотные стороны. Достаточно вспомнить события столетней давности, когда практически вся страна была крещена (за исключением людей других вероисповеданий), и что потом стало с ней, что произошло в обществе в связи с изменениями в стране, что творилось руками ее же граждан. Сейчас мы не будем вдаваться в эти подробности и вернемся к катехизации.

Можно сказать, что катехизация не менее актуальна для людей крещеных, но не имеющих церковного опыта. Для них Церковь – это такая же Terra Incognita, мир неведомый, непознанный, как и для некрещеных. Они не знают, что такое Исповедь, что такое Причастие, другие Таинства Церкви. Бывает и так, что эти люди, крещеные, а значит номинально христиане, никогда не открывали Евангелие, и лишь на каком-то этапе жизни вдруг задумываются о том, кто же они такие. Бывают и более печальные примеры, когда крещеный человек приходит в Церковь и имеет уже какой-то негативный опыт первой встречи со своей, казалось бы, родной, Церковью. И этот не очень приятный и не очень полезный опыт надо осознать, переоценить, преодолеть. И в этом случае получается некое возвращение в Церковь как в отчий дом, где когда-то ты был рожден духовно через Крещение. Происходит своеобразная переоценка того сокровища, которое было, оказывается, всегда с тобой, но о котором ты или не подозревал, или не ценил его по-настоящему. Здесь можно опять вспомнить того самого Феофила, к которому обращено Евангелие от Луки. Да, он, судя по всему, был человеком уже обращенным, или наставленным, или наслышанным, и тем не менее он нуждался в той катехизации, которая все расставляет по своим местам, расставляет, как говорится, все точки над i. И тут можно обобщить и говорить о том, что катехизация – это процесс, который продолжается всю жизнь. Ведь первая часть литургии не случайно называется «литургия оглашаемых», потому что на ней допускается присутствие некрещенных, оглашаемых, катехуменов. Но вместе с тем эта часть литургии адресована не только для них, но и для тех, кто ходит в Церковь годами.