По следам «Кода да Винчи»

Многомиллионным тиражом по всему миру разошелся роман, в котором есть все, чтобы взбудоражить воображение читателя: мистическое убийство, головокружительные погони, шпионаж, жаждущие мирового господства тайные силы, «Опус Деи» и интриги ватиканского двора. Но самое захватывающее в нем — это тайна, которую якобы на протяжении столетий официальная Церковь ревностно скрывала от непосвященных. Роман читается на одном дыхании, и даже грубые ляпсусы по части религии и истории не мешают дочитать этот мастерски написанный детектив с некоторым удовольствием. Восторженные критики превозносят этот «загадочный, поднимающий завесу тайны, захватывающий талантливый триллер», который содержит в себе «несколько докторских работ и ценнейших научных размышлений». Однако у истории «Кода да Винчи» тоже есть своя тайна. И когда узнаешь, в какие чернила обмакнул перо Дэн Браун, испытываешь чувство досады — как будто приглянувшийся тебе бриллиант в действительности оказался простой стекляшкой.
 

По следам «Кода да Винчи»

О нашумевшем романе Дэна Брауна

Цена «невинных» фантазий

Приорат Сиона! Тайный орден, которому, несмотря на все козни и преследования со стороны Ватикана, удается сохранить священную истину: Иисус был женатым мужчиной, и у Марии Магдалины от него были дети, от которых произошла королевская династия Меровингов. О, чудо! Их потомки до сих пор живы во Франции, один из них в книге назван по имени…

Его звали Плантар. Он был сыном обыкновенного лакея, но всем рассказывал, что он последний отпрыск королевской династии, которую все считали угасшей в 751 году. Он уверял также, что у него имеются самые неопровержимые доказательства этому. Перед войной он прислуживал в одной из парижских церквей, затем стал выдавать себя за психолога, «доктора естественных наук», «почетного члена многих тайных обществ». И в конце концов — за великого магистра «могущественного и весьма древнего ордена», целью которого было установление «монархии народов во главе с потомком Меровингов во имя подлинных дохристианских ценностей». Великими магистрами до него были величайшие гении человечества: от Леонардо до Жана Кокто.

Несчастный и безумный, этот Плантар мог бы кануть в забвение вместе со своими фантазиями. Но иронией судьбы вот уже второй год его вымыслы овладевают умами читателей по всему миру и приносят миллионы долларов предприимчивым издателям. Расследуя перипетии жизни и унылые мании этого самого Плантара, становится понятно, на какие «предания» опирается «Код да Винчи». Но в то же время становится понятным, что этот вымысел может оказаться и не столь уж невинным.

Играя на чувствах публики

Начнем с того, что тема тайных заговоров — поистине неиссякаемый кладезь потрясающих мистификаций. Уже в предыдущем романе «Ангелы и демоны» главный герой, профессор Гарварда, рассказывает о том, как «Иллюминаты» пытались установить господство над миром: «Им удалось стать самыми могущественными в Европе, а затем они отправились покорить Соединенные Штаты, где масонами были многие политические лидеры: Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин… Они использовали свое тайное влияние на политиков, создавали банки, фабрики, чтобы финансировать достижение своей главной цели — создания единого мирового Государства, новый светский орден, основанный на науке». Разве это не перепевы знакомой истории о «жидо-масонском заговоре»?

Второй козырь, который разыгрывает Дэн Браун: мечта феминисток о том, что человечество должно вернуться к «священному женскому началу». В различных интервью он вторит своему герою, профессору иконографии и истории религии Роберту Лэнгдону: «На протяжении тысячелетий боги и богини были равноправны, а сегодня женщины оказались низвергнуты с престола духовной власти».

Автору бестселлера мастерски удалось сыграть на психологической потребности человека в загадочном и чудесном. Вплетая в рассказ анаграммы и зашифрованные послания, он создает роман, снискавший в широких кругах славу «Гарри Поттера» для взрослых. В нем перемешались самые невообразимые измышления: тут вам, пожалуйста, и тамплиеры, и катары, и рукописи Мертвого моря, и тайны подвалов Ватикана. Недостает только рассказа о том, что в действительности у Иисуса был еще и таинственный двойник-близнец!

Герои «Кода да Винчи» не отличаются психологической убедительностью, но им ловко удается водить читателя за нос по лабиринтам извечных тайн сравнительного религиоведения, в руках у каждого из них — своя маленькая топографическая карта. А разве вы не знали, что солнечный диск египетского божества стал нимбом христианских святых? И что 25 декабря также отмечался и день рождения Диониса? И что Белоснежка, вкусившая отравленного яблока — это все тайная аллюзия на Еву? И что пирамиду в Лувре, построенную по заказу Франсуа Миттерана, отнюдь не случайно прозвали Сфинксом?

Роман похож на огромную ярмарку, где можно встретить самые диковинные перлы эрудиции, среди которых перемешались крупицы знания, домыслы, -слухи и вообще что ни попадя. На некоторое время «Код да Винчи» оказался в центре острых дискуссий. Пока поклонники восхищаются «откровениями», а богословы и профессора университетов выступают с разоблачениями, туристические агентства делают превосходный бизнес на организации «паломничеств» по следам героев бестселлера. И как тут не поблагодарить неизвестного Плантара, благодаря которому тысячи американцев и японцев отправляются в путь для того, чтобы побродить по коридорам Лувра или в тени церкви Сен-Сюльпис в поисках «истины, скрытой под покровом видимости»!

И только самому неудавшемуся Меровингу не пришлось насладиться лаврами всемирной славы — Пьер Плантар скончался в 2000 году в возрасте 80 лет. Однако какими судьбами пересеклись дороги тривиального фантазера и преуспевающего американского профессора? Это длинная и неординарная история с участием поэтов, почитателей сюрреализма, обожателей Петена1, прелата-миллиардера и даже Роже-Патрика Пела, друга Миттерана.

От родословий и басен к «фактам» и «доказательствам»

Итак, в начале был Пьер Плантар. Печальный тип. Его «карьера» началась в 1940 году, тогда ему исполнилось 20 лет, а Париж был оккупирован немцами. 16 декабря 1940 года он написал восторженное послание Петену, в котором умолял того покончить с «войной, развязанной евреями», и сообщал, что в его распоряжении имеется «сотня-другая людей, преданных делу». В архивах парижской полиции сохранились рапорты, в которых о Плантаре говорится как об «одном из образованных и претенциозных руководителей небольших, более или менее фиктивных группировок, которые стараются любой ценой привлечь к себе внимание правительства». Он печатает антисемитский бюллетень «Победить!» (который будет переиздан в 1980-е годы) и провозглашает себя главой Движения за обновление французской нации. Об этой организации в тех же архивах говорится как о «небольшой шайке антисемитов и антимасонов, задавшихся целью очистить Францию». Чуть позже он основал также движение Альфа Галати, провозгласившее своим девизом «Честь и Отечество», а во главе его встал «Его друидическое Величество» Пьер Плантар, который отныне подписывает свои воззвания как Пьер де Франс. Сын лакея, вообразивший себя благородным потомком королей, закладывает первые камни в основание будущей мистификации.

Самым удачным изобретением Плантара, несомненно, является Приорат Сиона. В предисловии к роману, озаглавленному, как ни странно, «Факты», Дэн Браун сообщает следующее: «Приорат Сиона — тайное европейское общество, основанное в 1099 году, реальная организация. В 1975 году в Парижской национальной библиотеке обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье» («Les Dossiers Secrets»), где раскрывались имена многих членов Приората Сиона, в их числе сэр Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго и Леонардо да Винчи»… Чепуха! Приорат Сиона не восходит к эпохе крестовых походов. Он возник 7 мая 1956 года, когда Пьер Плантар, житель Анмасса, депонировал соответствующие статуты в самой обычной супрефектуре Сен-Жюльен-ан-Женевуа в Верхней Савойе.

В 1993 году разгорелся скандал. Пьер Плантар забрасывает письмами стражей закона, утверждая, что ближайший друг президента Миттерана, Роже-Патрик Пела, замешанный в темных делах бывшего правительства, был никем иным, как великим магистром Приората Сиона. Судья Тьерри Жан-Пьер со смехом рассказывал об обыске в доме незадачливого Меровинга: «Бедный сумасшедший!» Однако история успела нашуметь в прессе, подзаголовками «Тайное общество в тени Миттерана» всерьез обсуждался вопрос, а не послужил ли Приорат средством отмывания денег Пела! Плантару все-таки удалось найти несколько доверчивых ушей, которые всерьез восприняли выдуманные им истории. В конце концов, он и сам уверовал в собственную сказку. Как? Обеспечив себе этим мифом некоторую славу в эзотерических кругах.

Во второй половине прошлого столетия, как грибы после дождя, появляются всевозможные искатели сокровищ, оккультисты, экстрасенсы, розенкрейцеры, алхимики, каббалисты, криптографы, поклонники св. Грааля, астрологи, уфологи (специалисты по части летающих тарелок) и члены всевозможных «тайных обществ». И вот в один прекрасный день Плантар оказывается в затерянном селении Ран-ле-Шато на юге Франции. В этом малоизвестном местечке живет легенда, которая до сих пор притягивает сюда толпы туристов и искателей сокровищ.

Как рассказывают, ночью 1 июня 1885 года в церковь св. Марии Магдалины проникает неизвестный человек в черном. Наутро приходской священник, аббат Соньер(недаром Дэн Браун тем же именем в своем романе окрестил убитого хранителя Лувра), обнаруживает, что крыша церкви проломлена, витражи разбиты. И где же теперь ему, бедному, взять средства на дорогостоящий ремонт? В деревне живет три сотни простых крестьян, а у него самого, отца семерых детей, нет ни су. Но через год в его распоряжении оказывается внушительная сумма. Одни утверждают, что деньги на восстановление церкви, построенной некогда в память о принцессе Магдала, невестке святого короля Дагоберта II, пожертвовала вдова графа де Шамбор, претендовавшего в XIX веке на французский престол. Другие рассказывают, что священник якобы обнаружил таинственные бумаги, в которых указывалось на место, где тамплиеры зарыли сокровища храма Соломона. Или это были сокровища катаров. Или королевы Бланш Кастильской. Или всех троих одновременно.

«Умерший некоронованный король», церковь Марии Магдалины, таинственные свитки и сокровища — налицо уже все ингредиенты будущего «Кода да Винчи». И тогда нашему Плантару приходит в голову блестящая идея. С помощью эрудита и такого же фантазера, маркиза Филиппа де Шеризе, он фабрикует манускрипты, якобы обнаруженные аббатом Соньером. Эти таинственные свитки содержат в себе сведения о том, как в 1099 году был основан Приорат Сиона, кто в разные времена был великим магистром, а также указывают на… королевское происхождение самого Плантара, который отныне — noblesse oblige — стал прибавлять к своему имени титул Сен-Клер. В середине 1960-х годов Плантар и маркиз де Шеризе передадут свитки на хранение в Национальную библиотеку Франции. Это и есть те самые «секретные досье», на которые Дэн Браун ссылается в предисловии к роману как на неоспоримое свидетельство о существовании Приората!

Но еще до Дэна Брауна, в 1967 году, идеи Плантара и маркиза де Шеризе оживут в нашумевших книгах «Золото Ренна» и «Сказочный род: инопланетяне и мифология Меровингов», написанных их общим приятелем Жераром де Сед. Журналист по профессии и ревностный поклонник сюрреалистов, он провозглашает своим жизненным кредо знаменитую фразу Андре Бретона: «Воображаемое — это то, чем стремится стать реальность».

Однако подлинного апогея легенда о Приорате Сиона достигла чуть позже. В 1982 году трио англоязычных авторов Ричард Лей, Генри Линкольн и Майкл Бейджент выпустило книгу «Святая Кровь и Святой Грааль». К истории Приората, к его решающей роли в возникновении Европы, к рассказам о его влиянии на мировую политику и финансы была добавлена пикантная изюминка: оказывается, на самом-то деле Меровинги были прапраправнуками Иисуса и Марии Магдалины.

Поначалу и сам Плантар не мог себе вообразить подобное. Это были времена, когда авторам эзотерических трактатов удалось проследить прямую связь между Нострадамусом, Людовиком XIV и генералом де Голлем, когда извергались пророчества о грядущей гибели человечества, если не придет «истинный самодержец»…

В этом интерпретативном бреду три «сыщика» уверенно следуют по маршруту, на котором повсюду расставлены «знаки». На тайный след их наводит путеводитель Мишлен. Этот бюрократический циркуляр, как оказалось, есть ни что иное как старинный свиток, на котором еще можно различить затертые древние письмена. И как уж тут обойтись без пресловутых «Протоколов Сионских мудрецов»? Появившись в 1903 году, они послужили детонатором чудовищных идеологических манипуляций, отравив и просвещенные умы мифом о «всемирном еврейском заговоре». И упомянутые авторы убеждают читателей, что протоколы воспроизводят самые доподлинные тексты, записанные… членами Приората Сиона.

Однако их изначальный смысл был несколько искажен, ибо в действительности они ничего общего не имели с евреями, а раскрывали планы тайных обществ масонов! Эти идеи и по сей день муссируются как в среде «посвященных», так и среди ультраправых политиков. Примером тому служит упомянутая книга, о которой Дэн Браун говорит следующее: «Авторы примешали к своим аналитическим выкладкам некоторые сомнительные элементы, но в основе своей это все совершенно серьезно». В своих интервью автор «Кода да Винчи» никогда не упоминает их имена, но с удовольствием комментирует сами теории, очищая их от ненужного шлака «некоторых сомнительных элементов».

Верит ли автор самому себе?

А сам-то Дэн Браун действительно ли верит в то, что написал? Он уверяет посетителей своего интернет-сайта: «В своей книге я приподымаю завесу над тайной, которую шепотом повторяют на протяжении столетий. Я ничего не выдумал. В приключенческом бестселлере эта тайна приоткрыта впервые. Я искренне надеюсь, что «Код да Винчи» наведет читателей на неожиданные размышления. Ибо испокон века историю пишут победители». Следует ли понимать эти слова как приглашение переписать историю, якобы сфальсифицированную теми сообществами и религиозными системами, которые «победили» и не исчезли в реке времен? Или Дэн Браун говорит это просто для того, чтобы обеспечить коммерческий успех книге? Он обещает также продолжить рассказ о приключениях профессора Роберта Лэнгдона. В новом романе речь пойдет о франкмасонах…

На появление романа откликнулись новые «секретари» Приората Сиона. Так, некий Джино Сандри, подхвативший эстафету Плантара, в своих интервью объясняет, что некоторые очевидные фальсификации его мэтра в действительности были хитрой уловкой, чтобы «отвлечь внимание и тем самым отвести угрозу от других документов», ибо их тайна может произвести великие потрясения в умах людей.

Можно ли верить «Коду да Винчи»?

Во вступлении к роману Дэн Браун тщательно заметает следы, говоря следующее:

«В книге представлены точные описания произведений искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов». Однако справедливости ради обратимся к некоторым фактам из истории христианства, упомянутым в романе.

Правда ли, что на иконе «Тайная вечеря» Леонардо изобразил женщину?

Справа от Иисуса на знаменитой фреске изображен возлюбленный ученик св. апостол Иоанн Богослов. Невозможно себе представить, чтобы доминиканские монахи, заказавшие эту икону, предпочли бы увидеть на ней Марию Магдалину вместо евангелиста Иоанна. Он был самым молодым среди апостолов, поэтому его нередко изображают в виде прекрасного юноши с длинными волосами. Однако это еще не дает достаточно веских оснований утверждать, будто Леонардо изобразил женщину, которая была связана брачными узами с Иисусом.

А как тогда объяснить, что именно Мария Магдалина удостоилась чести первой увидеть Воскресшего?

Действительно, евангелист Иоанн рассказывает, что по воскресении Иисус явился не Петру, не Иоанну, а Марии Магдалине. Она сначала принимает Его за садовника, и только когда Иисус окликает ее по имени, с ее глаз как бы спадает пелена. Мы видим также, что ее первый порыв — не отпускать Учителя (Ин. 20, 11-18). Но из этого не следует, что они были женаты. Логика современного читателя такова: если не было никакой «спутницы жизни», как же говорить о том, что Иисус был человеком, а не призраком?

Что содержится в рукописях Мертвого моря и НагХаммади?

Рукописи Мертвого моря были обнаружены в 1947 году неподалеку от Кумрана. В них содержится три рода памятников письменности:

1. Книги Ветхого Завета (за исключением книги Есфири). Среди них, например, была обнаружена древнейшая на сегодняшний день рукопись книги пророка Исайи.

2. Толкования на Священное Писание, псалмы и сборники песнопений.

3. Тексты, которые регламентировали жизнь кумранской общины.

Все эти рукописи расшифрованы, изданы и переведены на современные языки, их можно найти в любой крупной библиотеке или книжном магазине. Они не имеют ничего общего с Евангелием. В рукописях Мертвого моря ни словом не упоминаются ни Господь наш Иисус Христос, ни Иоанн Креститель, ни апостол Петр. Зато в них мы находим исключительно интересные сведения о жизни благочестивых иудеев — современников Иисуса Христа. Однако никакого отношения к Новому Завету они не имеют: просто-напросто это было написано не христианами и предназначалось не для христиан.

Несколько ранее, в декабре 1945 года, когда вблизи селения Наг Хаммади два египетских крестьянина обнаружили знаменитые рукописи, столетия пролежавшие в глиняном сосуде, существенно обогатились наши познания в области гностицизма. В полемике с христианством гностики утверждали, что мир сотворен во зле, отвергали книги Ветхого Завета и веру в воплощение Сына Божия. Иисус был для них одним из «посвященных» в сокровенные тайны о Боге, человеке и мироздании.

Никто не держал в секрете эти находки, все тексты из обнаруженной библиотеки изданы и вполне доступны. Но они также не имеют ни малейшего отношения к Евангелию. Гностические «евангелия» не просто неисторичны, а скорее антиисторичны. Они были составлены несколько поколений спустя, и уже поэтому глупо ожидать от них непосредственного или «тайного» знания о событиях, описываемых в Евангелии. Автор «Кода да Винчи» ссылается на три из них.

Евангелие от Фомы — одна из самых интересных находок Наг Хаммади. Оно дошло до нас в переводе на коптский язык и было составлено не ранее 140 года. В нем собраны речения и притчи (например, притча о сеятеле, о горчичном зерне, неверном управителе, потерянной овце и некоторые изречения из Нагорной проповеди), которые были переосмыслены в духе учения гностиков.

Евангелие от Филиппа передает нам некоторые изречения и обстоятельства из жизни Иисуса. Коптский перевод сделан с греческого оригинала, возникшего в среде гностиков-валентиан, скорее всего, во II веке. Он представляет собой не биографию Иисуса, а скорее религиозно-философское осмысление Евангельских заповедей или учения о Таинствах. Например, о Таинстве Евхаристии это евангелие говорит как о мистическом браке человеческой души с Богом. В нем действительно говорится, что Мария Магдалина повсюду следовала за Иисусом, что Он любил ее больше других и часто обнимал. Но даже неискушенным в философии гностицизма ясно, что эти «поцелуи» являются только образом для выражения ключевой идеи гностиков о мистической связи между душой и Божеством, что Бога и человека связывают узы любви. Плоть и любые плотские отношения в учении гностиков отвергаются, поэтому в них просто не могло идти речи о подпольных матримониальных связях.

Заметим интересную деталь. Хотя Дэн Браун уверяет читателя, что эти евангелия являются более древними, а следовательно, и более достоверными, чем Новый Завет, евангелие от Филиппа содержит в себе фрагменты новозаветных текстов. Для специалиста это является бесспорным доказательством того, что евангелие от Филиппа было составлено позже Нового Завета, а не наоборот.

А правда ли, что император Константин фальсифицировал Библию, чтобы укрепить свою власть?

Невозможно без усмешки принять утверждение, будто «Библия, как мы теперь знаем, была составлена из различных источников язычником, римским императором Константином Великим». Император Константин вообще не имеет никакого отношения к формированию канона Священного Писания — он сложился уже к IV веку. Гностические евангелия никогда не упоминались в списке канонических книг древнехристианской Церкви. Для того, чтобы действительно быть евангелиями от Фомы, Филиппа или Марии Магдалины, они опоздали с возникновением, по крайней мере, на целое столетие. Маркион, один из самых выдающихся гностиков II века, не упоминает их в списке канонических книг, признанных всей Церковью, зато он перечисляет практически все книги, которые образуют собой нынешний канон Священного Писания. Это может послужить решающим доказательством того, что так называемых гностических евангелий в ту пору попросту не существовало!

«Код да Винчи» — превосходный роман, который придется по вкусу любителям историй о заговорах и неразгаданных тайнах Средневековья. Однако читателей, жаждущих подлинных познаний в области истории христианства и Библии, ожидает разочарование: автор компилирует самые невообразимые фантазии, которые только можно услышать в эзотерических кругах. Дэн Браун, очевидно, надеется, что его книга станет не просто бестселлером, а сумеет пошатнуть в умах людей сложившиеся на протяжении веков представления о христианстве и европейской культуре.

Но стоит ли ему верить, зная о том, какова «правда» раскрываемых им «тайн»?

 
ПРИМЕЧАНИЕ:
Анри Петен — маршал, премьер-министр Франции во время германской оккупации. Правительство Петена сотрудничало с нацистами по всем направлениям, включая отправку евреев в лагеря смерти.
 
Опубликовано в журнале «Санкт-Петербургский церковный вестник». 2006. №3 (март). С. 39-42