Беседа у колодца

В то время приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. 6 Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Говорит Ему женщина Самарянка: как Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо не имеют Иудеи общения с Самарянами. 10 Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий, и Кто есть говорящий тебе: «дай Мне пить», – ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Говорит Ему женщина: господин. Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? 12 Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил, и сыновья его и скот его? 13 Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; 14 тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. 16 Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. 17 Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: «у меня нет мужа», 18 ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. 19 Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. 21 Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение – от Иудеев. 23 Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам все. 26 Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. 27 Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? 28 Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. Уж не Христос ли Он? 30 ;Вышли люди из города и направились к Нему. 31 Тем временем просили Его ученики, говоря: Равви, ешь! 32 Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? 34 Говорит им Иисус: пища Моя – творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. 35 Не вы ли говорите: «еще четыре месяца, и жатва наступит»? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши, и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. 37 Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. 38 Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. 39 Из города же того многие Самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё, что я сделала. 40 Поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. 41 И еще больше народа уверовало по слову Его; 42 и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем; ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира, Христос.

Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42.
Перевод епископа Кассиана

 

Гонимый иудеями, Спаситель спешит покинуть столицу и удаляется в родные края, в Галилею. Его путь пролегает через Самарию. В сопровождении учеников Он прошел уже 50 верст, а впереди еще полдня пути под палящим солнцем. По дороге Он останавливается вблизи города Сихарь и от усталости опускается на край колодца 30-метровой глубины, который и до сих пор носит имя Иакова.

Здесь происходит удивительная встреча. Стоит полдень («шестой час»), когда солнце находится в зените и жизнь на несколько часов замирает. И вот к колодцу приходит с кувшином женщина-самарянка, чтобы почерпнуть воды. Великое удивление охватит учеников, когда после возвращения из города увидят они своего Учителя беседующим с этой женщиной. Именно чувство удивления позволяет глубже проникнуть в суть повествования евангелиста Иоанна.

 

Самаряне и самарянки

Когда знаешь о вековой вражде и взаимной неприязни иудеев и самарян, легко себе представить, насколько скандальной могла выглядеть эта сцена у колодца. Иудеи считали самарян еретиками и бастардами, которые на протяжении столетий прониклись влияниями языческих культов и воздавали поклонение Богу не в Иерусалимском храме, а на высоте Гаризим. Само слово «самарянин» (а уж тем паче «самарянка») стало унизительным оскорблением. Самарянские женщины считались нечистыми, а все, к чему они прикасались, – оскверненным. но Спаситель не гнушается общением с этой женщиной.
Место встречи выбрано неслучайно. для кочевников колодец – это всегда нечто большее, чем просто колодец. для жителей пустыни это – место подлинного общения: чужестранец здесь становится другом. Как известно, в Библии у колодца совершаются браки. И нынешняя встреча не чужда этому символизму нового духовного брака, который заключается между Богом и человеком, брака нового Завета, которому причастны даже грешники и язычники.
Евангелист Иоанн рассказывает не просто историю из жизни Спасителя. Каждая выразительная деталь этого повествования обретает значение символа.

 

«Даждь Ми пити»

С чего начать разговор? Преимущество собеседницы – в том, что у нее есть кувшин, поэтому Господь просит ее о милости: «дай Мне пить!» Ведь всегда лестно, когда тебя просят об услуге…
Ответные слова женщины не лишены сарказма. Она много пострадала от презрения, в частности, от презрения иудеев. далее мы узнаем, что она пережила немало горьких разочарований в поисках подлинной любви. но Господь хорошо понимает, откуда эта ожесточенность, Он видит ее сокрушенное сердце. И тут Он обращается к ее любознательности: «Если бы ты знала дар Божий!» Ему известна причина ее страданий, зато она не знает, Кто говорит с ней. В ее тоне все еще чувствуется агрессия: тебе даже почерпнуть нечем, и ты хочешь сказать, что можешь дать мне напиться? Откуда у тебя вода живая? Уж не более ли ты, чем патриарх Иаков, который вырыл для своих потомков этот колодец в пустыне?
И здесь Господь касается самой сути: ты приходишь сюда почерпнуть воду, которая утоляет жажду лишь на время, а Я могу дать тебе другую воду, ту самую воду, которой ты жаждешь, но боишься в этом признаться. Это будет не застоявшаяся вода колодца, а вода живая, которая нахлынет живым потоком, из нее проистекает жизнь вечная.
Самарянка не скрывает своей заинтересованности:  так дай же мне этой воды, чтобы не приходить сюда каждый день. Вероятно, она уже догадалась, что ее собеседник намекает на другую воду, утоляющую иную жажду, от которой она более всего страдает. Ее неутолимая душа жаждет подлинного понимания и любви, она тоскует по жизни вечной.
И вдруг как выстрел звучат слова:  приведи своего мужа! Господь знает несчастье этой женщины, но хватит ли у нее мужества самой открыть истину? Как бы вскользь она признается, что у нее нет мужа. Господь подхватывает, словно мяч на лету: «Правду говоришь…»
Надо протянуть навстречу Ему хотя бы соломинку, и тогда Бог спасает целиком. Он понимает ее с полуслова: было пять мужей, но и шестой не является мужем. В смятении, изумлении, смущении и в то же время с чувством облегчения женщина пытается перевести разговор на более отвлеченные темы, связанные с религией.
Господь тем более не хочет вмешиваться в ее личную жизнь! И если ей хочется услышать истину из области догматического богословия, Спаситель и здесь идет навстречу. Опираясь на ее жажду познания истины, Он открывает, в чем состоит подлинная молитва: поверь мне, наступает день и уже наступил, когда не будут метаться направо и налево, чтобы поклоняться Отцу. Бог ждет поклонения в духе и истине. Этими словами Господь вселяет в нее уверенность, что ей открыта истина, что у нее есть все, чтобы именно так поклоняться Богу. Готово сердце ее, и Христос открывает ей Себя: Мессия – это Я, Который говорит с тобой!
Победа! женщина бросает кувшин и бежит в город: «Пойдите посмотреть на человека, который сказал мне все, что я совершила!»
С ее души сняли тяжкое бремя греха, она счастлива, потому что взамен осуждения встретила понимание и прощение. Она бежит домой и благовествует. Вокруг нее, несомненно, есть множество людей, жаждущих любви и понимания, вслед за ней они тоже прибегают к колодцу.
При виде этих людей Господь уже не испытывает голода. В ответ на удивление учеников (может, кто-то принес Ему еду?) Он говорит им о подлинной пище – творить волю Отца и покорять Ему души людей: посмотрите на этот урожай, который приближается на ваших глазах. Вам дается власть собирать этот духовный урожай, над которым трудились не вы, а грешная женщина, которая принесла Благую весть своим близким.

 

Вместо заключения

В глубине души мы, подобно самарянке, испытываем неутолимую жажду истины, понимания, счастья. И слишком часто в желании утолить ее мечемся от одного колодца к другому, но «неживая» вода не способна утолить ее, источники со временем иссякают, жажда возвращается, сердца ожесточаются. В сиянии Пасхи Христовой с благодарением насладимся неиссякаемыми потоками Божественной благодати, которая омывает от греха, животворит, обновляет молодость души, утоляет всякую жажду и течет в жизнь вечную.

Иерей Димитрий СИЗОНЕНКО

Опубликовано в журнале «Вода живая». 2007. № 5