Обсуждение проекта росписи нижнего храма

Архимандрит Зинон (Теодор) окончательно подтвердил свое согласие представить проект внутреннего убранства нижнего храма Феодоровского собора, а затем осуществить его собственными трудами. Согласно предлагаемому проекту, интерьер нижнего храма будет выдержан в древней византийской традиции, воспринятой на Руси в самые первые века утверждения христианства (в т.н. домонгольский период): низкая алтарная преграда из камня, мраморный киворий (сень) над престолом, фрески по сырой штукатурке по алтарным апсидам, деисис (Христос и Богородица) в мраморных киотах на колоннах, отделяющих центральный алтарь от боковых.

Обсуждение проекта росписи нижнего храмаАрхимандрит Зинон. Эскиз алтарной преграды нижнего храма Феодоровского собора.

 

На стенах алтарных апсид предполагаются фрески:
Центральная апсида (алтарь) – Евхаристия (причащение апостолов);
Левая апсида (жертвенник) – ветхозаветные прообразы;
Правая апсида (диаконник) – святые, которым первоначально были посвящены алтари нижнего храма: святые Александр Невский, Мария Магдалина, Марфа и Филарет Милостивый

Архимандрит Зинон: Я предлагаю сделать низкую алтарную преграду и традиционную сень над престолом, которая присутствовала во всех византийских и романских храмах. Также здесь будет традиционная для Православной Церкви завеса, которая употреблялась всегда во время богослужений, и вместо трех алтарей, которые были запланированы, будет только один алтарь и два помещения для дьяконика и проскомидии. То есть боковые двери будут вынесены в боковые апсиды, а в самой главной апсиде будут только Царские Двери. Я предлагаю выполнить из известняка саму преграду,  а эти мраморные плиты — с прорезным орнаментальными украшениями разного рисунка. Царские Двери предполагается выполнить в технике золотой наводки. Это древняя византийская техника. В Суздале сохранились южные и западные двери собора Рождества Богородицы в этой технике — черненая медь с нанесенным золотым рисунком. С камнем это будет великолепно сочетаться. Собственно Деисис, который является неотъемлемой частью иконостаса, здесь тоже будет иметь очень древний вид. Собственно были две иконы: правая икона Христа в рост, а слева — икона Богородицы со свитком в руке, на котором написана молитва (ходатайственная молитва о мире). Она обращается ко Христу. В самой апсиде в технике классической фрески по сырой штукатурке будет написана Евхаристия, то есть причащение Христом Апостолов, в верху нужно будет решить, какое будет изображение, и в боковых апсидах тоже будут росписи, которые связаны с богослужением, с самой Евхаристией, а в правой части будут изображены те святые, которых предполагалось поместить в иконостас.

 

Обсуждение проекта росписи нижнего храма

Вид сверху
 

См. также статью В.Н.Лазарева о византийских алтарных преградах.
Реконструкции византийских темплонов, которые приводятся в качестве иллюстрации к указанной статье, позволяют глубже понять и по достоинству оценить творческий замысел отца Зинона. Таким образом, проект иконостаса нижнего храма Феодоровского собора совершенно отвечает духу святоотеческого православия и выполнен с учетом открытий ученых-искусствоведов, сделанных в ХХ веке.