Реликвия или святыня?

О Туринской Плащанице не умолкают споры ученых, о ней пишут физики, антропологи, патологоанатомы, гематологи, ботаники, специалисты в области радиоуглеродного анализа и разные другие специалисты. С помощью современных технологий даже удается визуализировать трехмерное изображение, «прочитав информацию, сохранившуюся на Плащанице». На мой взгляд, главным итогом многолетних исследований стало признание ученых в том, что современная наука не в состоянии раскрыть тайну Плащаницы. А самым потрясающим результатом является то, что даже в сердцах тех, кто изначально относился к Плащанице как к отстраненному объекту научного изучения, происходит переворот и подлинное духовное перерождение. Оказывается, что даже научный позитивизм может стать дорогой к Богу. Однако наилучший способ приблизиться к тайне Плащаницы – войти через врата молитвы. Единственный по-настоящему убедительный ответ можно увидеть в глазах и в сердцах тех, кто на нее смотрит в молитвенном созерцании.

Того, кто входит в кафедральный собор Св.Иоанна в ожидании внешнего потрясения от увиденного зрелища, может постичь разочарование. Вопрос о том, является ли Плащаница реликвией, то есть археологически подлинным артефактом, то есть полноценным музейным экспонатом, нас интересует меньше всего. Все человеческие слова слишком тривиальны перед величием тайны Туринской Плащаницы. Даже если однажды появятся немыслимые методы научного анализа, которые дадут самый достоверный ответ о ее «подлинности», это ничего не изменит по существу, потому что истинным является ее свидетельство. Поэтому ее по праву называют Пятым Евангелием.

Мне посчастливилось вечером 17 мая с.г. присутствовать на богослужении, которое перед Святой Плащаницей совершил митрополит Волоколамский Иларион в сослужении сонма архиереев, священников, в присутствии нескольких сотен паломников, специально для этого приехавших в Турин. Православное богослужение создает такое состояние внутренней тишины и молчаливого созерцания, при котором молитва каким-то необъяснимым чудом становится подлинной встречей, безмолвной беседой твоей души с Богом. И чудо состоит в том, что из храма ты выходишь другим человеком. Человек не может увидеть лица Божия и остаться в живых (Исх. 33:16), невозможно увидеть Лик Христа и остаться прежним, остаться посредственным, суетливым, поверхностным. Не ты смотришь на Лик, запечатленный на Плащанице, а Он смотрит на тебя, он обращается с зовом, который ведет тебя по ту сторону вопроса об исторической подлинности предмета.

На Плащанице отчетливо видны красные пятна крови, следы истязаний и пыток, перед которыми невозможно не пережить эмоционального потрясения. Она помогает нам представить себе страдания Христа, о которых евангелисты не рассказывают столь уж обстоятельно. Однако при виде этого безмерного страдания от Плащаницы словно исходит волна умиротворенности и глубокая уверенность. Скорбный лик как будто обращается к тебе: «Ничего не бойся. Последнее слово не останется за страданием и смертью». Перед нами свидетельство Человека, который прошел сквозь смерть, по ту сторону страданий и смерти. Израненное тело Воскресшего покинуло погребальные пелены, оставив на них след, природу которого ученые не могут объяснить до сих пор. Вероятно, это сродни тому, что произошло с пророком Илией, вознесшимся на небо в огне, словно на колеснице. Человеческая плоть преобразилась в ослепительную вспышку света. Это икона жертвенной любви, которая отдает себя до конца и остается навсегда как нескончаемое сияние вечной жизни. Необъяснимым чудом отпечаток Туринской Плащаницы остается в сердце верующего, в его жизни. И в этом самое убедительное свидетельство ее подлинности.