2015: Отчет настоятеля протоиерея Александра Сорокина о жизни и деятельности Феодоровского собора

 
 
 

Тема: "Силы и немощи Феособора"

Годовой отчет настоятеля Феодоровского собора протоиерея Александра Сорокина 27 декабря 2015 года

Позвольте предложить всеобщему вниманию отчет о жизни и деятельности Феодоровского собора в уходящем 2015 году.

Отчет настоятеля о жизни и деятельности Феособора 2015 г. ч.1

Отчет настоятеля о жизни и деятельности Феособора 2015 г. ч.2

Отчет за 2014 год

Отчет за 2013 год

Такой отчет предусматривается Уставом Русской Православной Церкви, согласно которому в конце года необходимо проводить приходское собрание, где настоятель и другие ответственные служители прихода отчитываются о тех или иных аспектах жизни храма. В этом участвуют, строго говоря, только члены приходского собрания, принятые в его состав в соответствии с процедурой, прописанной в Уставе. Мне, однако, представляется, что подготовленный мною отчет не может быть секретом и для гораздо более широкого (я бы даже сказал, неограниченного) круга людей и прежде всего для всех тех, кто, даже не будучи формально членом нашего приходского собрания, в той или иной степени неравнодушен к жизни и деятельности нашего прихода.

Думаю, нет смысла пересказывать «ради галочки» то, о чем и так все знают: какие службы мы совершали в уходящем году, какие события у нас происходили. Ведь все мы так или иначе были участниками этих событий.

В то же время считаю важным и необходимым представить ряд концептуальных соображений и остановиться на некоторых чисто внешних (в том числе количественных и материальных) показателях, свидетельствующих о нашей жизни и деятельности на территории Феодоровского собора.

Конечно, обо всех сторонах нашей жизни сказать подробно у меня не получится по той простой причине, что это заняло бы очень много времени. Если, даст Бог, традиция ежегодно отчитываться продолжится, я буду всякий раз останавливаться на том или ином аспекте подробнее.

В этот раз мне бы хотелось начать с главного, а именно с того концептуального вопроса, который можно сформулировать по-разному. Например, так: чего мы хотим, что мы делаем и чем мы вообще тут занимаемся, помимо, конечно, той общей молитвы, ради которой люди вообще собираются в храм? Каково наше кредо (целеполагание)? Здесь под словом «наше» я имею в виду принадлежность к Феодоровскому собору в качестве служителя или прихожанина. А под словом «кредо» подразумеваю, конечно, не какой-то особенный «Символ веры» (он у нас один на всю Церковь), а то, как можно конкретизировать наше христианское призвание в связи с теми возможностями, которые нам даны в этом конкретном месте, в это конкретное время. А возможности у нас большие.

«Что вам надобно?» – этот вопрос Спаситель обращает к устремившимся за ним людям, будущим ученикам (Ин. 1, 38). Вот и нам стоит периодически возвращаться к этому первичному вопросу о причинах нашего пребывания в Церкви, в кругу учеников Христовых, и о том, говоря о конкретном измерении нашей церковной жизни, что мы делаем в Феодоровском соборе?

Все мы, регулярно собирающиеся в стенах храма или этого дома на то или иное дело, – очень разные люди. Очень разные пути привели сюда каждого из нас – настолько же разные, насколько разными являются в целом жизненные пути людей. И так или иначе мотив прихода человека в Церковь в истоках своих, в глубине своей – «своекорыстный». Пишу это слово в кавычках, так как использую его «в хорошем смысле». Каждому хочется обрести счастье, духовный и душевный комфорт – вероятно, таков один из смыслов библейского термина «блаженство». И в этом личном запросе, по-своему «эгоистичном» (опять-таки в хорошем смысле слова, потому снова в кавычках), нет ничего плохого: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10, 17) – подразумевается «мне наследовать», кому же еще?

Спросите у оглашаемых или вспомните сами себя, те из вас, кто был оглашаемым, чем вы руководствовались, когда пришли в храм на оглашение. Чаще всего, это какой-то свой поиск, свой запрос, личный, не связанный с другими.

Тут можно привести и евангельскую параллель. В Евангелии ко Христу всякий раз подходят отдельные люди со своей конкретной проблемой. И Христос дает утешение, исцеление, блаженство, но при этом как бы «проходя мимо», «мимоходом», проповедуя что-то совершенно иное, большее и важнейшее, чем индивидуальное исцеление. Своей целью Он ставит не частные исцеления и утешения (хотя очень важно, что он делает и это), а создание Церкви – как целого мира взаимно полезного общения, Царства Божия, которое приблизилось, пришло, наступило.

Итак, исходный посыл, движущий человеком навстречу Христу – свой, личный, индивидуальный, «своекорыстный». А ответ Христа, результат – несимметричный, ибо в итоге Христос созидает общность, Церковь. Толпу в количестве пяти тысяч человек, из которых у многих, возможно, за пазухой был припасен свой дневной паек, Христос преображает в Церковь, в которой дышит Дух доверия, открытости и щедрости. И выходит, что в результате, «на выходе» каждый конкретный человек получает многократно больше того, о чем запрашивал, чего ожидал. Вот такая получается асимметрия: энное количество индивидуумов со своими личными запросами становится общиной, питающей бездонной новизной всех и каждого, и притом питающей с избытком.

Если приложить это общее рассуждение к современной ситуации, то в принципе любой храм, любой современный приход имеет эти две составляющие, два аспекта, два измерения жизни, несимметричные друг другу. Эти два аспекта могут быть в разном соотношении, в разной пропорции (или диспропорции).

Так, один аспект – это храм как место, где можно в индивидуальном порядке поставить свечу у иконы, побыть в тишине и уединении от суетного мира, приобрести какой-нибудь священный предмет, подать записку о здравии и о упокоении своих родных и близких, в индивидуальном же порядке заказать какую-нибудь требу. Даже если рассматривать богослужение, то есть общественную (а не индивидуальную) молитву, то и здесь красивое действо, в красиво оформленном пространстве, с хорошим пением проходит перед взором множества людей, стоящих по отдельности.

Кстати, если говорить о храмовых пространствах Феодоровского собора, то всем нам здесь очень повезло. Так уж вышло, что мы здесь, помимо прочего, получаем, надеюсь, и эстетическое удовольствие. Сюда все больше и больше ходят экскурсии, любуясь новыми необычными петербургскими шедеврами: кто-то восхищается нижним храмом, кто-то верхним. Здесь в самом деле есть на что посмотреть.

Но этот аспект подразумевает человека как «потребителя» прекрасного. И тут даже не столь важно, прихожанин ты или нет. Так же как в театре или в каком-нибудь ином культурном пространстве можно получить эстетическое удовольствие, духовный допинг, душевную подпитку (сформулировать можно по-разному) – важно лишь, чтобы и пространство, и действо были на достойном исполнительском уровне.

И даже Причастие – главное Таинство Церкви, собственно и делающее ее Церковью, – давно и многими воспринимается прежде всего, если не исключительно, в личностном измерении. Каждый удовлетворяет свою нужду – да, ту самую, с которой начинается путь человека в Церковь, и зачастую ею же и ограничивается.

Но есть и другой аспект – не храмово-религиозный, а церковный в самом библейском, евангельском, Христовом, новозаветном смысле этого слова. Я несколько утрированно противопоставляю эти два, на самом деле, конечно, тесно связанные и взаимодополняющие, но и все-таки различные по своему смыслу понятия: храм и церковь. В этом, кстати (насколько я могу судить), состоит одно из коренных отличий православного прихода от протестантской общины: превалирование храма как пространства над церковью как общины. Кстати, это может стать одним из предметом дискуссии на какой-нибудь из наших конференций.

Если храм – это дом (собственно говоря, славянское слово «храм», «хором» – это и есть не что иное, как дом), то церковь (екклесия) – это, как известно, собрание людей, то есть община знающих и согласных если не любить, то терпеть друг друга, соглашаясь, что эти люди периодически и регулярно появляются перед твоим «любвеобильным» взором. Этот второй аспект в каждом приходе (помимо наличия храма как здания) может быть представлен по-разному.

Церковь как собрание – это доверительное участие в чем-то общем, результат которого не до конца предсказуем, но, хочется верить, взаимно полезен, взаимно обогащающ. «Хочется верить» – я неслучайно употребил это выражение. Здесь есть и риск ошибиться, впасть в какую-нибудь коллективную ошибку-иллюзию, забрести не туда, но есть и уверенность в успехе одновременно. Уверенность или, может быть, лучше сказать, интуиция, основанная на доверии обещанию Основателя Церкви: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Впрочем, об этом можно еще много говорить, но чтобы не превращать наше собрание в богословскую конференцию, подведу некоторый итог и перейду к нашей конкретике.

А итог или ответ на вопрос, чем мы тут занимаемся, как мне представляется, можно сформулировать так: попытаться сделать так, чтобы всем было хорошо и «хорошо весьма»: и всем нам, прихожанам и служителям «святаго храма сего», и всем, кто нас о чем-то просит, и всем, кто к нам просто приходит в гости. Чтобы можно было вместе с Петром на горе Преображения сказать: «Наставник, хорошо нам здесь быть», но при этом не успокоиться на слове «нам» (и только), не поддаться искушению того же Петра устроить кущи и «расслабиться», а чтобы, спустившись с горы, сделать хорошо и другим, кто вокруг нас, вблизи или вдали, на как можно большем удалении.

Итак, Феодоровский собор. На его примере мы тоже отчетливо видим эти обозначенные мною два аспекта: 1) храм и 2) община.

1) Храм.

Это прежде всего богослужение как сложный, многоуровневый литургический процесс, в котором задействовано много служителей с различными обязанностями (от священнослужителей и певчих до смотрителей, свечниц и уборщиц) – весь этот сложно устроенный «механизм» запущен и действует в целом слаженно, без сбоев и форс-мажоров.

2) Церковная (приходская) община.

Тут – многочисленные разновидности деятельности, в которой участвует довольно большое число людей.

Огромным, если не решающим подспорьем в этом для всех нас является наличие этого дома (Дома причта), в котором мы разместили просветительский центр.

И тут я хотел бы внести ясность, быть может, для кого-то это прозвучит совсем как новость.

Прошло два с лишним года с тех пор, как был освящен Феодоровский собор. Сверкают золотые купола, сияют (пока еще) белизной стены. Собор выглядит привлекательным местом в центре города, процветающим храмом, хотя процесс «узнавания» Феодоровского собора как одного из незаурядных петербургских храмов находится (и, судя по всему, еще долго будет находиться) все еще на начальном этапе. На тех же, кто уже познакомился с нашим храмом в течение этих двух последних лет, он производит впечатление богатого, процветающего церковного объекта.

Все еще тянется шлейф славы и возможностей тех влиятельных государственных мужей и богатых благотворителей, заботами которых была произведена колоссальная реставрация храма в 2007-2013 годах.

Но, возможно, для некоторых открою секрет: история наших взаимоотношений с щедрыми попечителями полностью закончена. Она закончилась одновременно с торжественным великим освящением храма осенью 2013 года. Еще и еще раз воздадим хвалу Богу и благодарение попечителям за великое дело возрождения Феодоровского собора. Но, начиная с сентября 2013 года, мы предоставлены полностью сами себе!

При этом «в наследство» нам даны колоссальные возможности – пространственные, географические, технические, эстетические (о чем я уже отчасти упомянул).

Так, если говорить о пространственных возможностях, в нашем распоряжении два храма (не считая храма Новомучеников) и дом.

В географическом смысле – наш храм имеет выгодное местоположение. Может быть, не самое оптимальное в транспортном отношении, но зато в центре города. Это очень важный фактор. Кроме того, обустраивается жилой район («Царская столица»). Все больше людей приходит из недавно построенных вокруг нас домов. Об этом можно судить, например, по нашей детской воскресной школе, в которую все больше приходят дети из «Царской столицы».

Кстати, сообщу одну важную техническую деталь. Мы прорабатываем вопрос с организацией пешеходного перехода перед главными воротами. Обращались в ГИБДД. Дело непростое, уже даже в силу сложности самого пространства, но просьба наша рассматривается, прорабатываются варианты решения.

Говоря опять в целом, большие разносторонние возможности, которые оказались в нашем распоряжении и которым могут позавидовать многие, я уверен, используются еще не на все 100%.

Какие приоритеты, на мой взгляд, мы должны ставить?

Важнейший среди них – культурно-просветительский, на котором лично я сосредоточился в значительной мере.

В пользу этого назову два аргумента: один возвышенно-идейный, другой меркантильно-прагматический.

Первый состоит в том, что, по моему глубокому убеждению, быть христианином – это значит быть в постоянном процессе культурного воспитания в самом широком смысле этих слов.

В этом заключается не меньше духовной пользы по сравнению с сугубо церковными действами, которые совершаются в храме. Святой Дух, о Котором мы просим и через Которого Бог делает христиан «солью земли», проявляется во всем прекрасном и добром. Соль – это то, что делает пищу вкусной (точнее, корректирует вкус в нужную сторону). Так действует и Святой Дух через творчество, искусство, которому нужно дать место. Где же это место, как не в Церкви, то есть в том пространстве, которое по определению должно быть жилищем Святого Духа? Именно Церковь должна ассоциироваться с тем местом, где живет и дышит Дух, вдохновляющий творить и созидать прекрасное. Хотя, конечно, Он «дышит, где хочет»!

Сегодня для Феодоровского собора – очень важный момент в том смысле, что процесс его становления как нового церковного объекта, его «узнавания», как я уже сказал, все еще продолжается. И поэтому очень важно именно сейчас, когда складываются репутация, «реноме» этого места (хотя отчасти они уже сложились), не забыть укомплектовать ее и таким, культурно-эстетическим компонентом. Быть может, я наивен и излишне романтичен в свои почти 50 лет, но в этом убеждении я укрепляюсь тем больше, чем дольше живу и служу в Церкви. Будем просто воспитанными, доброжелательными, открытыми людьми – и от самого этого вокруг будет гораздо больше мира и радости.

Второй аргумент (меркантильно-прагматический, как я его сформулировал) состоит в том, что на нас лежит забота о материальном содержании большого комплекса, в состав которого входит большой по размерам двухэтажный собор и не менее внушительный дом. Все это требует содержания и обслуживания (о чем речь пойдет ниже). Все это удовольствие уже сейчас обходится, грубо говоря, почти в полтора миллиона рублей в месяц. Где взять средства? Конечно, можно увеличить размер, как принято выражаться, рекомендуемого пожертвования за свечи, записки и прочие богослужебные атрибуты и вообще заняться, скажем так, чисто религиозными проектами (не буду уточнять). Мне, однако, представляется более симпатичным другой путь: привлекая сюда людей, интересующихся проходящими здесь культурными и образовательными мероприятиями, да и самим Феодоровским собором как эстетическим явлением, туристов, церковно просвещенных паломников, мы тем самым ждем от них, в том или ином виде, и материальной поддержки, и соответствующих вложений – будь то от приобретений в наших лавках или от пожертвований за концерты и лекции. Возможно, здесь есть и какие-то другие пути развития. Кто знает, подскажите.

В частности, мы подали заявку на участие в таком набирающей из года в год во всем мире культурной акции «Ночь музеев». В 2016 г. она состоится в ночь с 21 на 22 мая. Надеемся, что наша заявка будет удовлетворена. Если это произойдет, необходимо будет мобилизовать наши силы для достойного проведения этой, надеюсь, доброй затеи.

Кстати, назревает необходимость в переиздании буклета о нашем храме. Вопрос лишь в средствах, которые необходимо вложить.

Хотелось бы вкратце затронуть еще одну особенную тему, к которой мы никак не можем грамотно подступиться, чтобы всерьез заняться. Я имею в виду тот факт, что наш храм был построен в память 300-летия Дома Романовых, а, значит, имеет самое прямое отношение к Романовской теме. «Романовский храм» – так его называли до закрытия. Безусловно, тема Романовых должна звучать в Феодоровском соборе. Но весь вопрос в том – как она должная звучать? Отчасти наша (точнее, моя) медлительность в этом вопросе объясняется неоднозначностью задачи: не хотелось бы крайностей, связанных с теми или иными политическими предпочтениями. Скорее всего, как мне представляется, необходимо уделять внимание опять-таки культурному измерению 300-летней эпохи царствования Романовской династии. Например, «Романовские концерты в Романовском храме» в исполнении ансамбля «Солисты Екатерины Великой» хорошо вписываются в такую концепцию. И все же не только концерты и лекции могут иметь место в связи с Романовской тематикой. Думаю, что вполне уместно совершать, например, регулярные панихиды в памятные дни, связанные с русскими государями – как своего рода благодарственные молитвы за их культурный вклад. Например, за Петербург – такой, какой он есть, наш замечательный, красивейший город. Ведь храм – это прежде всего храм, где звучит молитва, а затем уже – памятник и лекторий.

При этом, наращивая наши «обороты» деятельности, ни в коем случае не хотелось бы утратить чувство общины, чувство дружной сопричастности к общему важному церковному делу, о котором я сказал выше.

В этом плане весьма нужными и полезными зарекомендовали себя наши приходские выезды, которые мы практикуем один или (максимум) два раза в год. Последний из них состоялся в ноябре энтузиазмом группы наших прихожан во главе с о. Алексием. Большое спасибо. Задача поиска более вместительного места остается актуальной.

По моим подсчетам, тех, кто исполняет то или иное служение в Феодоровском соборе, – более 200 человек. Из них большинство (более 2/3) трудятся и служат без какого-либо вознаграждения, рассматривая свои труды как служение, как дар или как своего рода десятину. Всем им – большая-большая благодарность.

Перечислять и поименовывать всех не буду, разве что упомяну о некоторых новшествах, появившихся в этом году.

Например, значительно расширилась деятельность детской воскресной школы. В ней появилось много групп, причем различных методик, в зависимости от вкусов и предпочтений преподавателей и ведущих. Координирует эту работу директор Воскресной школы Александра Коваль-Зайцева. В том числе это расширение произошло в результате осуществления такого для кого-то, возможно, небесспорного, но в миссионерском плане эффективного начинания как детская литургия. Также увеличил свои ряд наш детский хор, руководителем которого стала Христина Стрекаловская.

Необходимо сказать и о библиотеке, которая возобновлена трудами Людмилы Голубковой и ее помощницы Ирины Морозовой.

Благодарю тех, кто представил мне отчет о своем служении в уходящем году. Это книжная лавка во главе с Татьяной Гавриковой, которой (лавке) мы надеемся соорудить более вместительное помещение. Это и Владлен Пигарев, старший звонарь, энтузиазмом которого у нас производятся не только регулярные, полагающиеся по уставу звоны, но и многое другое – колокольные семинары, концерты, экскурсии. Наши колокола – отдельный предмет гордости Феодоровского собора.

Это, наконец, и директор Просветительскгоцентра отец Владимир Коваль-Зайцев – со всеми составляющими: тут и «просвещение» в возвышенном смысле слова, и «освЕщение» в буквальном, электрическом смысле слова. Кстати, среди проектов, которые осуществляются в нашем Просветительском центре, – регулярные ежемесячные лекции учителям Центрального района, преподающим Основы Православия (как и другие компоненты ОРКСЭ) а также еженедельные уроки Православия для пятиклассников четырех близ лежащих школ.

Потихоньку появляется у нас и экскурсионная служба стараниями Ярослава Стародубцева, Марии Шаровой и других. Предполагаем со временем сделать пространство на хорах верхнего храма пространством для выставок современного христианского искусства.

Значительную часть наших сил мы также тратим, участвуя в мероприятиях, которые организует епархия, то есть наш церковный центр. По молодежной части этим регулярно занимается о. Кирилл. Молодежь наша растет, постоянно пополняясь новой порослью.

Важный аспект нашей деятельности составляет информация. К настоящему времени более-менее сложилась конфигурация системы информирования всех желающих о происходящем в нашем храме и центре. Во-первых, это наш сайт, которым регулярно, активно и грамотно занимается отец Алексий. Там сейчас многое упорядочено, в большем соответствии с требованиями поисковых систем. Немаловажно, что на сайт активно работают Рим Шагапов и Людмила Голубкова, непрестанно снимая проповеди, лекции и другие интересные события для выкладывания на сайт. Наш сайт, оказывается, читают многие люди, в том числе в других городах и странах. В настоящее время фиксируется в среднем 280 уникальных посещений в день!

Также немаловажный вклад в информирование всех нас о планируемых событиях вносят сестры Александра Горелик и Елена Шваркунова, а также зачинательница этого дела Александра Анисимова, которые рассылают информацию по электронной почте и с помощью SMS-сообщений – разумеется, тем, кто подписался на эту опцию. В настоящее время подписчиков значится почти 400 человек.

К сфере информационного служения отнесем и продолжающий действовать социально-информационный прием. Помимо известных часов приема мы приступили к оформлению стенда для размещения объявлений о возможностях так или иначе послужить друг другу. В целом же, у этого служения еще есть куда развиваться.

Для полноты картины упомяну и наши страницы в социальных сетях (в «Вконтакте» и в фейсбуке), чем тоже активно занимается о. Алексий.

Все это, конечно, замечательно, но, в связи с поставленной задачей продвинуть («раскрутить») Феодоровский собор как культурную площадку все острее встает необходимость выйти за пределы прихода в плане информирования о происходящих культурных событиях. Существующая система оповещения информирует в основном нас самих, прихожан, хотя, безусловно, круг читающих наш сайт и подписчиков на SMS постепенно расширяется. Этого явно недостаточно. Как можно большее число жителей Петербурга, потенциально заинтересованных в культурных событиях (не богослужениях), происходящими на территории Феодоровского собора, должны о них знать.

Перехожу к материальной составляющей деятельности Феодоровского собора – и как храма, и как приходской общины, и как просветительского центра. Подробную информацию можно почерпнуть из таблиц, представленных всеобщему вниманию, и графиков, которые будут показаны на экране. Я лишь прокомментирую некоторые важные моменты.

Наши поступления (приход средств) складываются из следующих составляющих:

1) Более половины составляют поступления от наших лавок – свечной и книжно-сувенирной;

2) Около 20% – это средства, которые люди опускают в крýжки, стоящие в соборе и на Московском вокзале;

3) Примерно 10% составляет десятина. Интересно, что, будучи десятиной от личного дохода (по крайне мере, по названию), она составляет и примерно десятую часть пожертвований на содержание храма.

4) Сравнимы с десятиной и сборы во время богослужений.

5) Наименьшую долю составляют поступления от функционирования Просветительского центра (пожертвования после лекций, концертов и пр.), а также поступления на расчетный счет.

Вот все наши статьи, так сказать, «дохода». Кстати, эта чисто финансовая схема, как мне кажется, наглядно иллюстрирует различие между православным приходом и протестантской общиной. В нашей традиции превалирует храм как богослужебно-эстетический объект и средства поступают именно через церковные лавки и крýжки – как от прихожан, так и, в не меньшей (а возможно, и в большей) степени от т.н. захожан. Тогда как в протестантских общинах (насколько мне известно) решающую часть поступлений составляют как раз регулярные взносы (десятина) членов общины.

Теперь о наших расходах. Наши траты можно разделить на следующие разделы.

1) Жалованье клира и других служителей храма и просветительского центра

Подробные цифры – в таблице. За прошедший год сумма выплачиваемых жалований возрастала от 700 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц. При этом следует учесть, что всего служит и трудится, получая вознаграждение, почти 80 человек.

Увеличение этой статьи расходов почти в полтора раза объясняется не повышением жалования, а заметным расширением нашей деятельности (о чем говорилось выше) и, соответственно, появлением новых вознаграждаемых служений. В частности:

  • в связи с возрастающей интенсивностью использования Дома причта расширился фронт работы для наших смотрителей и уборщиц; появились новые преподаватели в воскресной школе (хотя многие трудятся на благотворительной основе);
  • увеличилась нагрузка на наши хоры;
  • появилась кухня.

2) Коммунальные платежи

Подробные цифры (помесячно в течение года) также представлены в таблице.

Потребление электроэнергии в течение года идет по кривой, сначала снижаясь, а затем возрастая. В пересчете на деньги: начинали с 34-37 тысяч рублей в месяц в период с января по апрель, затем летом снизилось до 21-24 тысяч рублей, а осенью резко прибавили к 52-59 тысячам рублей. Причина очевидна – не только наступающий темный сезон, а опять-таки же возросшая интенсивность использования дома.

По потреблению тепла и воды – цифры также представлены помесячно. Расход тепла, конечно, связан с сезонными колебаниями. Недавно был поднят тариф.

Остальные ежемесячные платежи представлены усредненно.

3) Прочие траты и платежи – как регулярные, как правило, ежемесячные, так и эпизодические, – также представлены в таблицах.

4) Отдельно следует сказать о продолжающихся работах и приобретениях в Доме причта.

С одной стороны, наличие этого дома – большое подспорье во всех наших делах. А с другой стороны, его пространства еще не до конца укомплектованы и даже не отделаны (мансарда и цоколь). Все это требует затрат, которые ложатся дополнительным финансовым бременем на наш и так пока все еще находящийся в стадии становления соборный организм.

Все работы интенсивно шли, как я уже сказал, до сентября юбилейного года. А дальше все произошло в строгом соответствии с нашими «лучшими» традициями: сколько смогли и успели к приезду высочайших гостей, столько и сделали. После 14 сентября темп работ резко снизился, а кончилось тем, что мы теперь уже сами делаем, что можем. Я ни в коем случае не сетую! Спасибо за то, что есть!

И тем не менее мы делаем и продолжаем делать! За счет чего?

Чтобы не вдаваться в подробности и детали (об этом тоже есть таблица), можно сказать, что работы и приобретения в Доме обеспечиваются тремя путями:

1) За счет пожертвований от мероприятий, проходящих в доме. Это мини-бюджет, который ведет отец Владимир Коваль-Зайцев.

2) За счет трат из бюджета прихода. В этом смысле это дополнительное бремя на и без того «тугой» приходской бюджет.

3) За счет целевых пожертвований. Эти пожертвования выражаются или в денежном выражении (кто-то дал средства на, скажем, такое-то оборудование), или в виде конкретных приобретений (например, мебель в ближнюю гостиную), или виде выполнения каких-либо работ (например, по вентиляции и кондиционированию зала).

При этом, конечно, у нас есть четкое понимание приоритетов – что нам нужно в ближайшем, а что в дальнейшем будущем. Об этих планах можно также найти информацию в виде таблиц – и по Феодоровскому собору, и по Дому причта, он же – Просветителський центр.

Итак, да благословит Бог наши труды и в наступающем 2016 году, и в последующие лета нашей жизни!

Далее предлагаю предоставить слово нашим батюшкам для кратких дополнений по той или иной части, за которые они отвечают, а затем я готов ответить на вопросы.