«Ученики в первый раз стали называться христианами». Проповедь иерея Алексия Волчкова в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

 
Апостолы Павел и Варнава в Листре (картина Бартоломея Бреенберга), 1637
 
 
Апостолы Павел и Варнава в Листре (картина Бартоломея Бреенберга), 1637

Проповедь на Божественной Литургии 14 мая 2017 года.

Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили немалое число людей, и ученики в первый раз стали называться христианами (Деян.11.26).

Архив проповедей

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке мы были свидетелями того, как в присутствии Господа Иисуса рушатся границы, разделённое и враждебное оказывается частью единого целого. Самарянка, представительница народа, считавшегося иудеями полуязыческим, оказывается проповедницей воплотившегося Слова. Более того, по её слову к источнику жизни, Иисусу Христу, обращается вся община этой женщины.

Книга Деяний рассказывает о том, что на самарянке этот процесс преодоления границ и разделений не окончился. Из сегодняшнего отрывка мы узнаём о том, что отдельные христиане «говорили с эллинами, благовествуя Господа Иисуса».

В этом отрывке мы также узнаём, как христиане стали христианами. Книга Деяний указывает нам, при каких обстоятельствах, в силу чего христианское движение обрело свою идентичность и получило то имя, которым обладает и в настоящее время.

Особого внимания заслуживает важный стих сегодняшнего апостольского чтения.

Целый год собирались они (Павел и Варнава) в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (Деян.11.26).

Этот стих из священного Писания, не говоря о сюжете в целом, может стать предметом долгой, пристальной и плодотворной рефлексии, размышления христианина о своём призвании и смысле самой христианской жизни.

Что мы узнаём из этого отрывка?

Мы узнаем о том, как двое служителей Господних, Павел и Варнава выступают в качестве сотрудников, соработников, товарищей на ниве проповеди. Их совместные таланты, усилия привели к толчку в духовной жизни целой антиохийской общины христиан. И в наше время, и во время апостолов всё самое ценное и важное начинается с подвига, посвящённого служения отдельных людей. Эти люди оказываются теми устами, сердцами, в которых Бог нуждается в нашем мире.

Чем занимаются эти посвященные люди? Они созывают, собирают людей. Эти люди сходятся вместе, в любых подходящих местах и таким образом возникает, проявляет себя то, что получает от автора книги Деяний наименования экклесия, церковь. Божьи служители собирают вместе людей во имя Христово и таким образом появляется церковь.

Чем занимались на этом собрании, что происходило в экклесии-церкви? Несомненно, там происходило то, что знакомо нам и по нашей церковной жизни – пение гимнов, псалмов, совместное богослужение, преломление хлебов, евхаристия и прочее. Но автор стиха считает уместным указать не совсем привычную для нас, нашего опыта деятельность, совершающуюся в контексте экклесии – Павел и Варнава «учили немалое число людей». Они занимались тем, что описывается глаголом didasko; они занимались дидактикой, преподаванием, наставлением, научением, преподанием истинного учения. В силу этого и сами христиане получают совершенное  непривычное для нашего уха прозвище – «ученики» (mathetai).

Когда апостолы или иные Божьи служителя созывают Церковь, говорят о Христе, то мы оказываемся «учениками».

Наконец, 26 стих повествует о том, что ученики в Антиохии, когда там преподавали Павел и Варнава, «в первый раз стали называться Христианами».

По той причине, что множество народа собирается вместе и учится – в силу этого возникает ситуация, при которой они могут получить имя – имя христиан! В этой ситуации случается что-то, что проявляет, высвечивает суть движения – это действительно люди Христовы, воистину движение Иисуса Христа!

Филологи обращают внимание на саму структуру этого слова.

Само это слово связано с библейским представлением о Мессии, Помазаннике Божьем.

Однако в слове «христианин» понятие «Мессия» фигурирует в греческом переводе – «Христос».

Наконец, к этому слову прибавлен, как утверждается исследователями, латинский суффикс – ianos.

Перед нами предстаёт удивительная картина – христианство есть то,  что пронизывает разные культуры, языки и народы, соединяет их вместе, при этом сохраняет свою идентичность.

Итак, апостолы учили чему-то антиохийцев. Мы, братья и сестры, вовсе не являемся какого-то иного типа людьми! Как и современники Павла и Варнавы, мы нуждаемся в наставлении и научении. В отсутствии этого учения, библейского и истинного, наше сознание заполоняется знанием ложным, псевдознанием. В отличие от первого, это знание никого не спасает, не лечит и даёт благодати!

Новый Завет содержит еще множество слов, которыми христиане выражали свою идентичность, своё самосознание. Всем нам было бы полезно знать их и соразмерять свою токующую жизнь с этим каноном, нормой и образком.

Итак, в разных книгах Нового Завета христиане именуются – люди, идущие «по пути» (христианство – путь), «ученики», «рабы Бога», «народ Божий», «избранные – призванные», «святые», «братья»,

Дорогие братья и сестры, если мы воспримем свою жизнь как ученичество, древний смысл этих именований христианского пути станет ближе каждому из нас!

2017-05-14 Проповедь о. Алексея Волчкова в нед. о самарянке (Ин 4, 5-42):