Паломничество группы прихожан Феодоровского собора. Путевые заметки Людмилы Голубковой (часть 3)

 
9 Прощание
 
 
9 Прощание

Текст, фото: Людмила Голубкова

Сегодня нам предстоит долгий путь по королевству Иордании. Первая цель ‒Диббин. По пути мы проедем через столицу страны Амман (библейский город Равва Аммонитская, позже Филадельфия) с населением сегодня около 5 млн. человек. Нас ждут в православном арабском монастыре в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Но это единственный действующий сегодня (и вообще за последние 500 лет) православный монастырь в Иордании, и относится он к Иерусалимскому Патриархату. Хотя православных храмов в Иордании много. Находится монастырь на расстоянии часа езды от Аммана в заповедной природной зоне. Живут здесь всего 3 монахини (местные арабки, принявшие православие) и 2 послушницы, хотя территория обители внушительная, да еще и строительство новое в ней начинается.

И при этом нас встретила такая чистота и такое благолепие, которые не могли нас не поразить. Создание монастыря и храма начиналось 16 лет назад с 200 долларов и надежды на Бога. И действительно, все работы были оплачены из пожертвований. И сейчас начались работы по возведению здесь Православного лагеря — центра для детей и молодежи ближних стран.

Как и обещал гид, в игуменью Ирэнею мы влюбились с первой минуты. С ее лица не сходил румянец смущения. Встретившись с ней в храме, мы с удивлением и радостью осмотрели его святыни, приложились к Распятию с частицей Креста Господня, помолились у икон. Затем осмотрели благоухающую территорию – всю в цветах, террасами спускающуюся к часовне-крестильне и Голгофе. Открытием в рассказе настоятельницы для нас стало житие Христофора-Псеглавца, которого здесь очень почитают, и его икона.

А потом радушные хозяева пригласили нас к скромной трапезе и одарили сувенирами. Ответным жестом любви и благодарности с нашей стороны стало решение нашей паломницы Татьяны Г. именно здесь подарить белый рушник-полотенце (ими обычно украшали иконы в Красном углу). Его вышила яркими цветами и украсила мережкой прабабушка Татьяны, а сохранила ее бабушка Мария, позже репрессированная. Всю историю семьи и полотенца помогла перевести Стелла-гид. К подарку матушка и сестра-помощница отнеслись как к святыне, понимая, чем и как эта вещь дорога Татьяне. Да и все мы воспринимали это событие с благоговением и сочувствием. Так что теперь через этот подарок мы незримо будем связаны с далеким православным уголком земли Иорданской!

Дальнейший наш путь пролегал в Герасу. Как полагают ученые, этот город был построен в античные времена греками (по преданию – Александром Македонским) для своих воинов-ветеранов, потом достался римлянам и вошел по приказу знаменитого древнеримского военачальника Помпея в 63г. до н.э. в состав знаменитого Декаполиса, или Десятиградия, созданного для защиты римской автономной территории внутри ближневосточных земель. Все Десятиградие погибло в 749г. от страшного землетрясения. Спустя несколько веков разрушенный город был неоднократно залит еще и грязевым селем. Так что Гераса – своего рода Помпеи Ближнего Востока. Археологи ее буквально «вырыли» из-под земли.

Поражающим своим величием и красотой город был уже тогда, когда сюда приходил проповедовать Господь.

Сейчас город называется Джераш, и в нем в огромном археологическом заповеднике с величественными римскими храмами, частично переделанными в христианские, можно воочию увидеть славу прошлых веков. Мы прошли по заповедным уголкам Герасы и протертым колесницами плитам главной улицы города под сенью древней колоннады.

Это один из трех сохранившихся городов греко-римского периода (Пальмира – в Сирии, теперь уже разрушенная, и Баальбек в Ливане), причем Гераса лучше всех сохранилась.

Гераса даже сейчас, лишь наполовину восстановленная, поражает своей мощью. Все здания, храмы, колоннады, улицы, амфитеатр и прочее, что мы увидели, датируется промежутком с конца I-го до конца II-го века н.э. Здесь жили до 25 тыс. человек. Но в V-VI веках византийского периода с приходом сюда христианства античные здания стали перестраиваться для христианских целей. И первым таким зданием стал Кафедральный собор 365 г., возведенный на фундаменте языческого храма Диониса. Сейчас христианских церквей в Герасе найдено уже 15, и, возможно, некоторые еще остаются под землей.

Даже после нашествия персов (617 г.) христианство продолжало здесь существовать еще около 100 лет.

Открыт город был в 1806 году немецким ученым Ульрихом Зеетценом. Основные раскопки велись совсем недавно с 1980 по 1985 год.

Вечером этого же дня мы пересекли границу с Израилем и остановились на ночлег на Русском участке Духовной Миссии в г. Тверия. Успели мы полюбоваться закатом на Тивериадском (оно же Геннисаретское, оно же Галилейское) озере.