Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Проповедь протоиерея Александра Сорокина

 
The Lords of Montfoort, anonymous, c. 1400
 
 
The Lords of Montfoort, anonymous, c. 1400
2018-01-06 в ночь на 7 января Проповедь о. Александра Сорокина на Рождество Христово.

Архив проповедей

 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в праздник Рождества Христова 7 января 2018 года после Евангелия на Всенощном бдении

«Да лобзает Он меня уст своих!» (Песн. 1:1).

Так начинается ветхозаветная книга Песни песней. Древние христианские авторы толковали эти слова как пророчество о Боговоплощении. В аллегорическом понимании тут можно услышать диалог Премудрости Божией с человеческой душой или, говоря шире, Бога и человека, а в в новозаветной перспективе – Христа и Церкви.

На Рождество Христово эти слова звучат как нельзя более уместно. Божество соединяется с человечеством. Бог, Своею мудростию, Своим Словом создавший мир, доводит дело до конца: Он Сам становится человеком. Такое может произойти только по великой любви. Вот почему Песнь Песней – текст, подходящий к сегодняшнему празднику.

«Слово стало плотию» (Ин. 1:14), как возвещает нам еще один великий христианский текст.

Для чего? Для того, чтобы мы прониклись Божьим разумением, Божьим пониманием творения, всего мира и нашей жизни. Для того нам и дана Рождественская ночь, Рождественский праздник, чтобы понять, наконец, что Бог внутри нас. Он стал как один из нас, чтобы мы стали такими, как Он.

Эти мысли замечательно выражают слова одного древнего, раннехристианского гимна, который сохранил для нас святой апостол Павел в послании к Филиппийцам (Флп. 2: 5-11; перевод архимандрита Ианнуария):

«Брáтия! (каждая строчка дублируется пением хора на церковнославянским языке)

Пусть вáши помышлéния бýдут таки´ми,

Каки´е и подобáет имéть тем, кто во Христé Иисýсе.

Он, живя´ жи´знью Бóга,

не мы´слил, как о добы´че, быть рáвным Бóгу.

Но все, чем владéл, óтдал Он, жизнь рабá приня´в,

став подóбен лю´дям.

И óблик при´нявший человéка,

Он себя´ смири´л, став послу´шным до смéрти

– дáже до смéрти крéстной.

Потомý и Бог Егó вы´ше всех возвы´сил

и даровáл Ему И´мя вы´ше вся´кого и´мени,

чтóбы пред Именем Иисýса преклони´лось вся´кое колéно

небéсных и земны´х и преиспóдних,

и вся´кий язы´к исповéдал:

Иисýс Христóс – Госпóдь!

– во слáву Бóга Отцá».

Этот гимн очень подходит к сегодняшнему празднику. Но чтобы дойти до этого Богочеловеческого смысла, надо пройти большой путь – вслед за Христом, через умирание на Кресте, через Пасху. А начинается этот путь под ликующие песни ангелов, которые славословят Младенца словами, записанными в Евангелии:

«Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение….»

Хор поет стихиру по Евангелии:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».