Ролик № 3.
Часть 3. Катехизация для некрещеных (расшифровка видеозаписи)
Для кого предназначается катехизация?
На этот вопрос можно дать два ответа, которые не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. И первым ответом будет значение слова «катехизация» узком смысле – это подготовка к крещению. Т.е. речь идет о тех людях, которые не были крещены, и в какой-то момент, на каком-то этапе своей жизни (то ли в юности, то ли в зрелом возрасте, даже бывает на склоне лет, ближе к старости) они принимают решение принять Крещение, стать христианами. Изначально катехизация подразумевает участие в ней именно таких людей. И здесь речь идет, конечно, о взрослом человеке, мы сейчас не говорим о крещении младенцев, крещении детей. Мы говорим о сознательном желании человека принять Крещение и вступить в Церковь.
Как же может появиться такое желание?
Как правило, в какой-то момент жизни человек знакомится с Евангелием. Возможно, в буквальном смысле слова, когда ему попадается книга, Библия, он открывает ее, читает и приходит к выводу, что он хотел бы к этому иметь прямое отношение. Или это случается в результате встречи с каким-то человеком, и он вдруг производит такое впечатление, что хочется дальше знакомиться с христианством, с Церковью, принимать в этом участие и, как следствие, принять Крещение. Иногда причиной для такого решения бывают разные события, обстоятельства, которые по-настоящему переворачивают жизнь человека и заставляют его по-новому взглянуть на мир вокруг и на самого себя (опять же в свете Евангелия). А бывает и так, что происходит это постепенно, незаметно, трудно или легко, и не обязательно в результате каких-то потрясений, или чудес, или каких-то еще незабываемых событий или встреч. В любом случае на каком-то этапе жизни человек приходит к выводу: да, я верую так, как веруют христиане, как они об этом говорят и как исповедуют; я верую так, что я хочу принять Крещение. И вот по своему прямому назначению катехизация как раз и адресована именно таким людям.
Здесь можно привести достаточно хрестоматийную историю из самой Библии, из Нового Завета, а точнее из книги Деяний апостолов.
Эта книга рассказывает о первых днях и годах существования Церкви, о том, как христианство распространялось трудами апостолов и их помощников, их последователей. И вот там есть один эпизод о том, как некий человек, имени которого мы не знаем (но знаем, что он был эфиопским вельможей, евнухом царицы эфиопской) возвращался из Иерусалима к себе в родную страну и по пути он читал Библию, книгу пророка Исаии. И вот за этим занятием его и застал один из апостолов, точнее дьякон по имени Филипп. И между ними началось общение (как мы видим из книги, довольно недолгое), в результате которого этот человек, эфиоп, принимает решение креститься. И происходит буквально следующий диалог:
— Вот вода, что мешает мне креститься? – спрашивает евнух.
— Если веруешь от всего сердца – можно. – отвечает ему Филипп.
— Верую, что Иисус есть сын Божий.
Далее описывается Крещение. Точнее утверждается, что они прибыли к воде и совершилось Крещение. И на первый взгляд может показаться, что решение было довольно мимолетное, скоротечное, быстрое, и Филиппа при этом нисколько это не смутило. Неужели вот прямо здесь и можно совершить крещение, в первом попавшемся водоеме? Но заметим, что занятие, за которым Филипп застал этого самого эфиопского евнуха, состояло в чтении Писания, а значит человек этот вникал в смысл Библии. Вопросы, которые он задавал Филиппу, свидетельствуют о том, что на самом он «глубоко копает», что он нуждается в каком-то компетентном, достоверном комментарии, в ответах на вопросы о том, о чем же на самом деле есть Писание. И можно сказать, что ему повезло, ведь рядом с ним оказался такой человек — человек Церкви, убежденный христианин, проповедник Евангелия.
В жизни, конечно, бывают очень разные ситуации, очень разные пути людей подводят к вере, к Церкви, к Крещению. Но если говорить в целом, то катехизация — это и есть тот период, довольно непродолжительный (хотя более продолжительный, чем диалог эфиопского евнуха с Филиппом), занимающий всего несколько месяцев, в течение которых человеку предоставляется возможность хорошенько подумать над своим выбором. Конечно, приходя на катехизацию, человек уже делает определенный шаг, делает предварительный выбор, но дальше начинается время какого-то финального, окончательно раздумья: а хочешь ли ты на самом деле быть среди учеников Иисуса Христа? Здесь нужно понять и принять решение: твое это или же это не твое. Кстати говоря, наверное честнее будет, если разобравшись в этих вопросах серьезно, человек придет к выводу, что еще не пришло время, еще не так глубока его вера. Хотя вера — это вещь очень тонкая и чувствительная, и здесь можно вспоминать слова из Евангелия: «Верую, Господи, помогу моему неверию».
Катехизация — это время, когда человеку дается возможность из первых уст услышать о Церкви от нее самой, от ее представителей, под которыми не стоит понимать только людей в рясах, священников. На самом деле это все, кто принял Крещение и кто осознанно относится к своей вере. Катехизация – это возможность в общении с верующими, с христианами, разобраться в тех вопросах, которые касаются лично тебя, твоей веры, твоего духовного выбора. Важно помнить также, что раздумья о том, быть или не быть христианином, направлены на то, чтобы не сделать ошибки, не принять Крещение по какой-то ложной мотивации. Дело в том, что Крещение — это необратимый шаг, назад пути нет. Нет такого обряда в Церкви, который бы аннулировал твое Крещение, нет обряда, чтобы «раскреститься» (как можно иногда услышать из уст некоторых людей). Мы веруем, что в число учеников своих Христос призывает нас всех персонально. «Не вы меня избрали, а я вас избрал» — говорит Он в Евангелии. И это означает, что если человек перестает хотеть быть учеником Христа, то он уподобляется предателю, он становиться на путь того предательства, о котором говориться даже и в самом Евангелии.
Итак, что же такое катехизация?
Катехизация – это путь человека в Церковь, и путь этот он проходит уже в самой Церкви, в компании людей церковных, людей верующих, христиан, для того, чтобы изнутри Церкви разобраться в том, что Она такое.
И наконец, мне хотелось бы сказать, что некрещеные люди (те, кого не покрестили в детстве или в младенчестве в нашем «как бы христианском» обществе) — это люди в определенном смысле счастливые. Счастье их заключается в том, что они могут принять Крещение, пройдя этот путь катехизации, все взвесив, подумав, вопросив, с высоким шансом получить адекватные, достоверные ответы на свои вопросы о Церкви. Чтобы когда настанет момент Крещения, исповедать свою веру (открыто во всеуслышание заявить о ней) и перед Богом, и перед самим собой, и перед людьми, и перед Церковью, а также согласиться на то, чтобы твоя личная вера по содержанию во всем совпадала с верой Церкви.