Что такое «десятинное служение»?

 
 
 

О десятине в православной церкви и практике десятины в Феодоровском соборе - настоятель храма протоиерей Александр Сорокин.

Вопрос бюджета храма и того, как каждому отдельному приходу выделять деньги на социальные, просветительские, миссионерские и другие проекты, да и вообще просто существовать, – отнюдь не праздный. В этой связи тема десятины как способе решения проблемы является постоянным рефреном дискуссии, которая то и дело возникает на повестке дня в православном сообществе.

Признаюсь честно, введение десятины в нашем храме не было моей инициативой. Произошло это несколько лет назад, когда ко мне стали один за другим подходить прихожане из числа бывших протестантов и говорить о своей духовной потребности (!) регулярно отдавать на храм часть своей зарплаты или доходов. От них же я тогда услышал и их развернутую версию аргументации в пользу десятины.

Впоследствии я не раз разговаривал на эту тему с прихожанами, которые регулярно продолжают присоединяться к нам из протестантов. Однажды одна наша прихожанка из их числа выразила этот принцип довольно просто:

«Всем членам нашей общины четко внушалось с самого начала, что, как только ты получаешь зарплату, твердо знай: десятая часть этих денег – не твоя, она принадлежит Богу (наподобие того, как из зарплаты высчитывается налог, ты точно знаешь, что этими деньгами ты не сможешь воспользоваться)».

Другой мой хороший знакомый протестант, с которым мы время от времени беседуем о практиках наших церквей, узнав, что у нас нет десятины и что наш приход (как и все православные приходы) живет и действует исходя из сборов как свершившегося факта (хотя мы, конечно, и научились их прогнозировать), удивился тому, как мы можем планировать бюджет в принципе.

Бюджет их общины состоит из десятины на 95%.

В одной из посвященной этому  вопросу дискуссий много лет назад протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института ПСТГУ, привел пример своей прихожанки из адвентистов, которая аналогично строго соблюдала практику десятины и обличала остальных прихожан примерно следующим образом:

«Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!», заметив при этом, что этому, возможно, не самому действенному решению тем не менее трудно отказать в некоторой логичности.

Совершенно согласен со всем тем, что неоднократно высказывалось и высказывается в православной среде в пользу десятинной практики, а именно:

  • десятина – это дисциплина, приучающая по-настоящему благодарить Бога и воспринимать всё, что мы имеем, что зарабатываем и чем распоряжаемся, как Дар;
  • десятина могла бы быть очень наглядной и ощутимой формой ответственности прихожан за церковь и конкретно за свой приход;
  • в отличие от Ветхого Завета и некоторых протестантских общин (впрочем, не могу сказать, что я подробно знаком с их практикой), десятина в православной церкви, скорее всего, должна быть добровольным и анонимным деянием;
  • если бы десятина стала основным источником жизнедеятельности прихода, это позволило бы церкви планировать свой бюджет независимо и определять свою повестку дня; (правда, этот пункт, подразумевающий обязательность десятины, вступает в противоречие с предыдущим, который предполагает ее добровольность, но в идеале такого противоречия быть не должно; не знаю, правда, насколько такое осуществимо, чтобы десятина  не превратилась в анекдотичное «добровольно-обязательное»);

Ко всему этому добавлю еще лишь то, что внедрение этой поистине библейской нормы трудно осуществимо в Русской Православной Церкви, во всяком случае, при текущем отсутствии прозрачности церковных бюджетов. Делать же бюджет прозрачным на уровне только прихода – это несистемное решение вопроса, так как такой приход неминуемо окажется совершенно не защищенным перед различными рисками, прежде всего финансовыми, но также и репутационными. Такое возможно лишь в масштабах всей церкви или хотя бы епархии.

Последний фактор — необходимость прозрачности бюджета, полагаю, имеет решающее значение, поскольку все прежде перечисленные постепенно воспитываются. А этот фактор не позволяет, то есть не дает настоятелю морального права внедрять десятину с необходимой настойчивостью.

Что касается Феодоровского собора, то у наших прихожан есть возможность отдавать десятину на содержание храма – именно как десятину: при входе в храм даже имеются конверты с надписью «Десятина», воспользовавшись которыми, любой может вносить свое пожертвование, опуская его в кружку для сбора ежемесячно.

Участвовать в десятинном служении можно также и при помощи сайта собора.

По сведениям приходской ревизионной комиссии, десятина составляет примерно 5-10% от всей суммы сборов, пожертвований и поступлений на содержание храма. Цифру эту можно оценивать по-разному, все зависит, как говорится, от контекста: для православной церкви, в которой десятина не принята, это, наверное, заметная сумма; для тех же протестантов – несерьезная.

Подводя итог, скажу, поскольку я определенно «за» подобную практику, то напоминаю периодически с амвона Феодоровского собора о возможности, уместности, желательности десятины, но, безусловно, с учетом упомянутой выше важной оговорки. Будем считать это одной из возможностей напомнить об этом еще раз.

УЧАСТВОВАТЬ В СЛУЖЕНИИ