15 лет назад состоялась первая Божественная литургия в стенах Феодоровского собора (+ видео, фото)

 
 
 

15 лет назад, в праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2005 года состоялась первая Божественная литургия в стенах Феодоровского собора после многолетнего перерыва, в течение которого здесь находился молокозавод. Правильнее сказать, это была служба в помещении бывшего завода, в котором лишь с большим трудом можно было узнать когда-то бывший храм.

Незадолго до этого, в начале августа 2005 года, из здания был выселен завод, а ключи от него переданы настоятелю прихода.

Праздничная служба прошла в верхнем храме, или, выражаясь более адекватно ситуации, на 2-м этаже, над которым располагались еще 3-й и 4-й этажи, разделенные железобетонными перекрытиями и также заполнявшие собой верхний храм.

Литургию совершили настоятель протоиерей Александр Сорокин, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Василий Михок (Румынская Православная Церковь) и диакон Иоанн Реморов (Новосибирская епархия РПЦ).

Вместе с прихожанами в храме присутствовали участники международного съезда новозаветных исследователей (SNTS), который в те дни проходил в Санкт-Петербурге. Вид недавно возвращенного храма, находившегося в тот момент в чрезвычайно запущенном состоянии, произвел большое впечатление на гостей.

Пел любительский хор под управлением Марины Лифоровой.

В этот день была освящена икона святого великомученика Феодора Стратилата, написанная Натальей Марковной Зельцер на средства прихожан. Сейчас икона находится в верхнем храме на стене рядом с северным приделом.

На следующий день, 29 августа, в праздник Феодоровской иконы Божией Матери, здесь же была также совершена литургия, которую возглавил протоиерей Владимир Сорокин.

В этом и других помещениях бывшего храма/бывшего завода службы и другие приходские мероприятия проходили еще в течение полутора лет, пока в 2007 году не появился Попечительский совет и началась грандиозная реставрация Феодоровского собора.

Фоторепортаж

Фоторепортаж расположен по ссылке

Видео

15 лет назад состоялась первая литургия в стенах Феодоровского собора

Проповедь протоиерея Александра Сорокина на Божественной Литургии:

 

2005 Г.
ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСНДРА СОРОКИНА НА ПЕРВОЙ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
28 АВГУСТА 2005 ГОДА
ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ + ВОСКРЕСЕНЬЕ

«Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

Эти слова Святого Евангелия мы только слышали за Божественной литургией, которую совершаем впервые в этих стенах пока еще не освященного, но предназначенного к восстановлению храма Феодоровской иконы Божией Матери.

Сегодня – благословенный день. День воскресный в сочетании с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы, накануне престольного праздника этого собора.

Еще далеко до того благолепия, которым должен отличаться православный храм от любого другого помещения или здания. Но уже сегодня мы совершаем здесь главное церковное дело – Литургию, – то церковное «общее дело» (греч. Leitourgia), ради которого существует Церковь, чтобы преображать людей и причащать их к Божественному естеству в Господе нашем Иисусе Христе. Ведь именно живые люди составляют Церковь, основанную Богом на земле. Церковь – это Тело Христово, главой которого является Сам Христос, а мы все – члены этого Тела.

Можно смело сказать, что сегодня мы собрались «в Церковь» (1 Кор. 11, 18). Но что означают эти слова прежде всего? Если мы обратимся к апостолу Павлу, то мы увидим, что слово «Церковь» имеет в виду не здание храма как таковое, а схождение вместе братьев и сестер, исповедующих одну веру и слушающих Слово своего Бога. В те ранние христианские времена, когда апостол Павел рассуждал о Церкви, еще не было христианских храмов как специально оборудованных по определенным канонам зданий. Церковь реализовывалась везде, где назначали свои собрания христиане – будь то у кого-то дома, или в катакомбах или в каких-то других потаенных местах.

Там, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), – также говорится в Евангелии, а одна из молитв нашей Литургии вторит этим словам (молитва третьего антифона).

Уже затем, с течением времени место собрания Церкви приобрело вид отдельных зданий, сооружаемых по определенным архитектурным правилам, появились иконы, выработались определенные каноны внутреннего и внешнего убранства. Но всегда в Церкви было и остается понимание, что такая внешность храма не существует сама по себе, не является источником святости и спасения, а как будто лишь внешне, символически, так сказать, имитирует контуры, выявляет богатое содержание той веры и стремления быть со Христом, которое наполняет сердца и умы собравшихся в Церковь христиан.

Все, что появится здесь в процессе реставрации, – вновь возникнут очертания храма как извне, так и внутри, – все это можно сравнить с тем, как «проступают» контуры некоего внутреннего содержания, того, что хранится в глубине нашего сознания. Как в фотографии на бумаге изображение проявляется при определенных условиях, когда бумагу помещают в специальный раствор – проявитель. Вопрос только в том, чтобы было, что проявлять. Чтобы внешнее храмовое благолепие выражало состояние наших единых в вере сердец.
Сегодня уместно вспомнить и слова из Ветхого Завета, из книги Притчей, которые читались вчера за Всенощным бдением по случаю праздника Успения Пресвятой Богородицы: «Премудрость создала себе дом» (Притч. 9, 1).

Православная церковь, посвящая эти слова Пресвятой Деве Марии, учит, что здесь имеется в виду общение Бога, Божией Премудрости с человеком. Дом Божий, храм Божий – это человек. Эти слова стали ветхозаветным пророчеством о Пресвятой Богородице, материнского лоно Которой стало Домом, в котором поселилось и из которой родилось как человек Превечное Слово, Логос, Христос.

Мы можем спросить себя сегодня: а почему с этим храмом произошло такое страшное бедствие, в чем причина этого печального зрелища, этой мерзости запустения. Ведь не инопланетяне же и не иноземные захватчики-нехристи осквернили его и превратили в завод, подняв руку на храм не только как на церковную, но и как на эстетическую ценность.

Причина кроется, наверное, все в том же – в болезнях человеческой души, рожденной быть христианкой, но способной легко утратить подлинно церковное, экклезиологическое сознание. Церковь в какой-то момент нашей недавней истории превратилась не столько в собрание верующих, сколько в государственный институт, выполняющий культовые функции некоего идеологического механизма. В душах тогдашних наших соотечественников, крещенных в христианской православной вере, появилась пустота, заполненная легионом бесов, устремивших их в бездну безбожия и бескультурья.

Сегодня энтузиазм веры окрыляет членов нашего прихода, чтобы здесь, в этих сводах, вновь явственно проступили контуры икон, очертания храма и вообще храмового пространства во всем синтезе церковных искусств. Но все это имеет смысл только ради того, чтобы эти внешние контуры были домом Церкви, домом христианского собрания в живой вере, действующей любовью.

Ведь «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 19). Тем более, что вера не умирала среди нашего народа, и Церковь осталась жива, – прежде всего потому, что Ее основателем и главой является Господь Иисус Христос и потому что всегда были свидетели веры, которых мы ныне славим как новомучеников и исповедников Российских. Бог воскрешает человека, как Он воскрес Сам и как Он воскресил Свою Пречистую Матерь. Праздник Успения Пресвятой Богородицы в православной традиции часто называют Богородичной Пасхой, ибо мы празднуем не смерть Девы Марии как окончание Ее земного пути, а Ее преставление, переход от жизни земной к жизни вечной, Ее воскресение, которое совершил Ее Сын. Именно поэтому событие Успения, не описанное в Евангелии, а принадлежащее Преданию, – глубоко евангельское и апостольское по своему значению и духу.

Я приветствую сегодня на нашей праздничной литургии дорогих гостей – участников международной конференции, посвященной новозаветному учению о Церкви, – и хотел бы отметить символичность нашей сегодняшней службы именно в контексте этой экклезиологической конференции. И пусть то новозаветное представление о Церкви, о котором уже сделано и еще будет сделано много интересных докладов и сообщений в рамках конференции, поможет нам сегодня за этими неприглядными, израненными стенами увидеть грядущее и непреходящее торжество Церкви как Небесного Иерусалима, – торжество, к которому нас причащает Господь в каждой Божественной литургии и к которому Он причастил прежде всего Свою Пречистую Матерь, Пресвятую Деву Марию.