День Святой Троицы. Пятидесятница

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
Итак, произошла о Нем распря в народе.
Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
Но этот народ невежда в законе, проклят он.
Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Ин. 7:37-52; 8:12

Сегодня – праздник Пятидесятницы. И главный герой праздника – Дух Святой.

Другое название праздника, День Святой Троицы, дает повод говорить не только о Духе, но и о Сыне, и об Отце – о Пресвятой, Живоначальной Триаде Лиц Единого Истинного Бога.

Всякий раз, когда святые отцы и богословы заводят речь о Троице и Троичном догмате, оговариваются, что, приближаясь к этой тайне, «удóбее молчание». То есть безопаснее не говорить ничего, ибо любое наше слово, которым мы что-то формулируем о Боге, рискует создать иллюзию, что мы тем самым Его и определяем, а значит, ограничиваем, «исчерпываем». А между тем Бог выше всех определений и даже догматов Церкви.

И все же мы говорим о Боге. О том, что Он есть три Лица во едином Существе.

О Боге Отце говорим как о Начале всего, об Истоке, о Том Вечном, «Ветхом днями», Кто ассоциируется в нашем человеческом сознании с высшей абсолютной властью нам всем.

О Сыне тоже говорим – кажется, больше всего из того, что мы вообще говорим о Боге. О Нем – бóльшая часть нашего Символа веры. И бóльшая часть того, что о Нем в Символе веры, – о Нем как о Человеке. Это понятно. Ведь о Нем – о Сыне Человеческом – Евангелие, наша самая главная Книга.

О Духе, кажется, говорим, не так уж много. Он – Животворящий, Утéшитель, Дух истины.

А на самом деле о Духе Святом, Духе Божьем, нам пристало бы говорить более всего! Ибо Дух Божий – Тот, Кто и делает человека человеком. Можно сказать, что и Христос родился, стал человеком и обратил Свою Благую весть к людям, чтобы Дух Святой был послан от Отца и пребывал с нами всегда. О Нем Спаситель говорит как о «другом Утешителе», Духе истины, Которого Он пошлёт от Отца.

Каждый человек – слабый сосуд, немощный и хрупкий. Человек сам по себе «очень непрочен», как сказал недавно один наш современник. Это своего рода «заготовка», которую нужно укрепить, возвысить над земной горизонталью. И это большой труд!

Ведь человек – животное, мало чем отличающееся в своих инстинктах от других живущих тварей. И иногда превращается в хищного зверя, руководствующегося своими хищными, агрессивными желаниями. Тут и обижаться-то не на что! Такова животная, стихийная природа человека. Она-то и приносит зачастую горе и боль близким, особенно тогда, когда из чьих-то индивидуальных позывов вырастает в одержимость целых групп и сообществ людей. Так общество, человечество разлагается на враждующие кланы, движения, группировки. И лишь Дух Божий, Тот Дух, Который – не от мира сего, не от животной стихии, но от Божьей сути, – способен преодолеть эти незыблемые законы падшего естества, преобразить человека из твари животной в творение поистине богоподобное, радикально отличающееся от своих биологических родственников (обезъян ли, волков, свиней или кого-либо еще из тварей). 

Но это, повторим, – большой труд, большое, трудное усилие, на которое должен решиться человек, чтобы стать другим, открытым миру, общению, стать единством во множестве, как един Бог в Троице.

Об этом – всё, буквально всё Писание ‒ и Ветхого, и Нового Завета.

В Ветхом Завете читаем о Вавилонской башне – о том человеческом мега-проекте, который затевался как общее дело, а в итоге выродился в символ разобщения, взаимного отчуждения и непонимания. И «один не понимал речи другого» (Быт. 11:7).

А сегодня в Церкви мы вспоминаем событие – такое же, но противоположного знака. Разные языки, разные наречия, из разных стран и народов, но единство радости, единство праздника, ибо тут – единство понимания друг друга. Еще раз прочтём этот великолепный текст книги Деяний:

«И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:7-12)

Как хотелось бы продолжить этот ряд, в котором упоминаются народы древности (всякие там парфяне, мидяне, эламиты и другие) названиями современных народов Европы, Америки, Азии и других краев земли!

Итак, кто бы что ни говорил, а все же сегодняшний праздник – это праздник единства, праздник преодоления вражды и взаимного отчуждения.

Но как важно помнить, что это преодоление совершается только Духом Божьим! Совершается, можно сказать, чудом, – но не в примитивном смысле, а в том смысле, что лишь Божий, не человеческий, а Божий, не от мира сего Дух способен превозмочь естественный, естественно природный, животный эгоизм человека, и позволяет ему возвыситься до того Божьего статуса, ради которого он и был создан Творцом.

Только так и возможно укрепить, упрочить человеческую природу, богоподобную лишь в зачатке. Только так и можно быть, а точнее, становиться человеком – таким, каким его и задумал Создатель!

12.06.2022. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница

День Святой Троицы. Пятидесятница. Проповедь протоиерея Александра Сорокина


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/