«Женщины в свете Писания» подарят храму икону праматери Евы

 
Протоиерей Александр Сорокин и Елена Шваркунова
 
 
Протоиерей Александр Сорокин и Елена Шваркунова

Встречи «Женщины в свете Писания» проходят в Феодоровском соборе уже 8 лет. На них побывала наш корреспондент Татьяна Цветкова.

Каждый понедельник прихожанки собора собираются за накрытым скатертью столом за чашкой горячего чая в одной из гостиных Дома причта. Ведущая Елена Шваркунова рассказала, что на встречах они читают Ветхий и Новый Заветы, смотрят, как женщины изображены в Библии, перенимают для себя их опыт, учатся, как быть женой, матерью, дочерью. 

«На любой вопрос в Библии можно найти ответ, если прислушаться к тому, что Господь хочет сказать нам по этому поводу, – рассказывает Елена. – Даже о бытовых вещах: как обратиться с просьбой, во что одеваться, как себя вести». 

Группа «Женщины в свете Писания» во время пандемии в 2020 году взяла на себя служение – собрать деньги на отопление собора. Посещение храма тогда было ограничено, доход прихода резко уменьшился, а коммунальные платежи нужно было оплачивать в том же объеме. 

«Традиционно мы собираем на электричество для храма. Мы ведь – „Женщины в свете Писания”, – шутит Елена. – А тут решили собрать «на тепло», именно так каждый год называется сбор в зимнее время». 

Участницы собирали деньги среди своих друзей и знакомых ‒ людей, которые хорошо относятся к Церкви, но храм посещают один или два раза в год. Целью проекта было не только найти финансы, но и пригласить людей прийти в собор и посмотреть на результаты своей помощи. «Мне отказали только два человека, остальные благодарили за то, что я обратилась, говорили, что хотели помочь, но не знали как», – рассказала ведущая группы. Тогда было собрано сто тысяч рублей. 

«Женщины в свете Писания» подарят храму икону праматери Евы

«Женщины в свете Писания» во время паломнической поездки

А сейчас у участниц «Женщин в свете Писания» другая цель: они собирают на икону праматери Евы. В иконостасе верхнего храма на данный момент находится некоторое количество написанных образов, остальные же представляют репродукции. С восстановления и открытия храма в 2013 году прихожане жертвуют на написание недостающих икон для иконостаса. Участницы группы предложили написать икону, которой не было изначально в плане ‒ образ женщины Ветхого Завета. 

«Мы предложили отцу Александру написать образ Рахили, – рассказала Елена. – Но он предложил начать с Евы. Когда я сообщила об этом другим участницам, они расстроились, и мы поняли, что не примирились с историей грехопадения и «виной» наших прародителей Адамы и Евы. Несколько встреч мы посвятили чтению и обсуждению этой истории Священного Писания и в конце концов полюбили нашу Еву». 

Как рассказал настоятель собора протоиерей Александр Сорокин, идею о том, чтобы внести в пятый иконостасный ряд образ женщины-праматери, ему подал иконописец Александр Стальнов. Именно он вместе со своими сподвижниками пишет иконы для верхнего храма. Традиционно в русских иконостасах, в том числе XVII века, на которые ориентировались создатели убранства верхнего храма, присутствовали образы не только мужчин, праведников Ветхого Завета, но и женщин: Евы вместе с Адамом, Сарры – с Авраамом, Рахили – с Иаковом. 

«Да, у нас в иконостасе не менее десяти образов Пресвятой Богородицы, не считая праздничного ряда, – отметил отец Александр, – но я считаю, что образы других святых женщин в нем тоже должны присутствовать». 

Для того чтобы поместить икону праматери Евы в пятом ряду иконостаса, придется отказаться от одного из образов, бывших там в храме до его закрытия в 1913 году. Но, несмотря на то что иконостас и убранство верхнего храма восстанавливается в соответствии с тем, как он выглядел в прошлом, некоторые отступления все-таки допускаются. Во-первых, иконы, которые мастера пишут по сохранившимся фотографиям и оригиналам, представленным в Государственном музее истории религии, все-таки имеют небольшие отличия: невозможно написать полностью эквивалентную копию. Во-вторых, в пятом ряду праотцов икону Бога Отца, изображенного в виде старца (что не вполне соответствует канону), было решено заменить на образ ветхозаветной Троицы, трех ангелов.  

«Скорее всего, икону Евы мы поместим на место образа праотца Мафусаила, – сказал отец Александр. – Все-таки важно дать место хотя бы одной женщине, кроме Богородицы. Ева, несмотря на то что она вместе с Адамом стала первым человеком, совершившим грехопадение, почитается нашей Церковью как святая. Сейчас много девочек носят это имя, например внучка нашего звонаря Владлена Пигарева. На прошлой неделе я крестил очередную маленькую Еву». 

На данный момент участницами группы «Женщины в свете Писания» собрано 220 из 270 тысяч рублей. Икона уже находится в процессе написания.