Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 20-ю по Пятидесятнице.
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!Лк.8:5-15
Во имя отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, особенно понятное и радостное тем, кто вкусил несравненное удовольствие, наслаждение молитвенного и созерцательного чтения Священного Писания в евангельских группах или наедине, когда Слово Божие читается не просто, как читают любой текст, роман, газету. Но такая культура чтения, которая состоит в способности слушать, как будто какой-то голос говорит тебе то, что ты способен услышать, и, значит, внутренне это тебя как-то может изменить.
Сегодня притча, конечно, не о сеятеле, а о семени. Потому что «семя» здесь – это слово, которое Бог сеет. На самом деле это благодать, спасение. Бог открывается нам во всем. Он присутствует во всем и готов принять нас там, где мы принимаем Его. И поэтому семя – это образ Самого Бога, который отдает Себя человеку как единственное спасение и единственную полноту счастья.
Но проблема в том, что, посеянное, оно не услышано, оно не прорастает. И поэтому притча заканчивается словами «Кто имеет уши слышать, да слышит». И после самой притчи Господь говорит вообще о том, что такое притчи и как их нужно слушать.
Если вы читаете внимательно, то, конечно, удивитесь, потому что очень часто мы считаем, что притча – это то, что сказано очень простым языком, рассчитано на очень простых людей. И каждый может понять все. Но в действительности это совершенно не так. Евангельские притчи как литературный жанр – это загадка, машал (на иврите «машал» – сравнение), и поэтому человек, который думает, что он нашел отгадку, на самом деле обманывает себя, и, в общем-то, все было напрасно, потому что единственный смысл притчи в том, что она зовет в путь.
Сначала ты не слышишь, не понимаешь ничего. Но со временем к тебе приходит понимание. Для того чтобы понять небесное, если его переводят на наш повседневный язык, единственный путь – это проделать какое-то размышление. Услышать слово Божие – это значит совершить путешествие. Сначала непонятно. Но потом наступает момент невероятной радости и наслаждения – вдруг приходит понимание. И это понимание не является какой-то информацией или знанием, к которому мы привыкли, – внешнее знание, к которому мы бросаемся, продаем и думаем, что это то, за что нужно цепляться. Но оно дает тебе некое внутреннее твое приобретение, потому что оно порождает твое глубинное я, и в этом смысле одновременно результат встречи и божественной благодати и человеческого усилия, человеческой способности к пониманию, высшей способности, которая дана человеку.
И затем в сегодняшнем тексте дается объяснение (мы бы сказали, что объяснение), но на самом деле оно ничего не объясняет, потому что нам кажется, что мы получили ответ, но на самом деле, если вы не услышали приглашения в путь, то вы не услышали ничего.
Христос хочет, чтобы его ученики научились понимать и слышать притчи. В евангельских группах очень часто можно услышать самые невероятные толкования притчей. Например, очень часто возникает вопрос: что же это на самом деле за Бог, что это за Сеятель, Который так себя не уважает? Драгоценное семя Он бросает там, где не сеет никто. Зачем Он его бросает «при дороге» или «в тернии», чего на стал бы никто делать. Прекрасный предмет для размышления, который не имеет никакого отношения ни к притче, ни к тому, что хочет донести Господь.
Есть другая притча о сеятеле, где семя сначала растет само, а потом появляются плевелы. И здесь люди бы сказали: «Ну зачем же ждать конца? Можно было бы применить системные удобрения, которые помогают избавиться от одного, для чтобы другое принесло еще бо՛льший плод». Тоже пример, как очень часто мы проходим мимо, стороной, и притча нам собой ничего не открывает.
Евангелие это говорит для того, чтобы пригласить вас услышать то, что хочет сказать Христос свои ученикам. Очень важно понять, что Он подразумевает, на что Он хочет указать. И действительно: Бог сеет слово. Слово здесь не имеет прямого отношения к плоду. Он его сеет не для того, чтобы потом собрать урожай. Семя посеяно для того, чтобы оно произросло. И поэтому это то, что должно быть услышано.
В первом случае семя сеется на дороге, на протоптанных тропинках, и понятно, что прилетают птицы, которые тут же все это склевывают. И очень часто, когда толкуют притчи, то стараются каждый элемент притчи истолковать ригорически или увидеть в этом какой-то смысл. Потом бывает очень сложно собрать это в единое целое, поэтому не так важно, как зовут этих птиц. Но действительно есть какая-то враждебная сила, которая уносит посеянное тобою. И поэтому урожая не будет.
Это очень интересная тема, потому что мы находим продолжение этой темы у апостола Павла, когда апостол Павел в послании к римлянам в 7-ой главе размышляет о том, как грех вошел в мир. Ну все-таки интересно понять, что такое грех… И апостол Павел объясняет, как грех вошел в мир. Изначально Бог обращается к Адаму со словом: «Не вкушай от древа сего, потому что в тот день, когда ты вкусишь его, ты смертию умрешь» (Быт.2:17). Слово посеяно. И это слово благодати, это слова – дар, слово любви. Но тут же появляется некто, кто между ними вносит искажение. И слово Божие достигает сознания Адама, его слуха уже в измененном виде. Оно уже фальсифицировано и превращается в fake news.
Потому что то слово, которое изначально было словом дара, словом любви, словом благодати, истолковывается как слово ревности, зависти: тот, кто тебе это сказал, в действительности не хочет с тобой делиться всем, он хочет оставаться главным. Он ревнитель. И таким образом то, что было словом благодати, становится словом закона. И слово «закон» в нашем сознании уже окончательно извращено, потому что тогда речь идет о законе, и это означает, что ты должен что-то исполнить, иначе ты потерпишь наказание.
Но совершенно не это имел в виду Господь. А то, что услышал Адам, это получилось «испорченный телефон». Собственно, апостол Павел и говорит: это и есть грех. Грех приходит в мир потому, что люди не способны слышать друг друга, тем более не способны адекватно слышать Бога.
И то, что божественное слово – это слово благодати, мы видим в самом начале. Господь говорит: «Да будет свет!» – и становится свет. Господь говорит: «Не вкушай!». Но слово «не сработало». Но что же произошло в этот момент? И вот апостол Павел как раз и говорит, что произошла какая-то фальсификация. Что сделал дьявол? Он «вывел из строя» это слово. Оно перестало быть действующим. По крайней мере для человека, который его услышит.
И поэтому чтение Священного Писания и молитва предполагают открытость сердца, которая позволит глазами любви дешифровать то, что может быть испорчено какими-то посредниками.
Во втором случае тоже происходит проблема. Но, кстати, в связи с этой тропинкой, где семя не прорастает, где его легко склевывают, можно представить, что человек по своей природе – существо, наделенное завистью. И это всегда играет злые шутки в отношениях между людьми и в отношениях человека с Богом. Поэтому этот образ «истоптанного сердца» – это образ сердца, «истоптанного» ревностью и завистью. И слово Божие в таком сердце не прорастает, как бы это ни было печально.
Во втором случае говорится о том, что слово Божие получает какой-то резонанс. Оно пробуждает воображение, вдохновение, энтузиазм. Это очень часто мы можем видеть в Церкви, потому что люди приходят с горящими глазами, но потом эти глаза потухают и становятся очень скучными. Они унывают, потом так же спокойно исчезают. Вот это образ того, когда не хватило плодородной земли, и поэтому слово благодати не принесло плода. Это очень большая проблема, которая была уже у первых христиан, потому что людям не хватает просто терпения, упорства, постоянства. То, что в конце притчи называется словом «терпение», в действительности есть некая настойчивость и прилежание.
Наконец, в третьем случае оно попадает в среду, где его все время что-то «душит». И очень много вещей в окружающем мире, которые душат в нас семя жизни, мешают нам быть свободными и счастливыми. И мы легко можем назвать их по именам: это сребролюбие, жажда выгоды, извлечение удовольствия, страх что-то пропустить, тебе чего-то не достанется – все это прекрасно действует и похищает у нас слово.
И завершая это путешествие, хочется закончить словами надежды на то, что сердце окажется однажды доброй почвой, и слово, посеянное в нас, слово жизни, принесет в изобилии плод «один к ста», «один к шестидесяти», но если оно принесет «один к тридцати» (потому что слово благодати – это то, что умножается), будем надеяться, что у нас найдутся уши, которые способны «слышать». Аминь.
Текст подготовила Людмила Голубкова
Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/