Притча о сеятеле

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Лк.8:5-15

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы слышали притчу о сеятеле из Евангелия от Луки. Эта история есть во всех трех синоптических Евангелиях, но она звучит чуть-чуть по-разному. Сегодня мы слышим именно этот вариант из Евангелия от Луки.

Это очень интересная притча, потому что она не просто рассказывает какую-то историю, предлагая ее вниманию слушателей. Это притча о притчах. Притча о том, как слушать притчи Господни. И вообще всякое Его слово, которое звучит из Его уст, которое мы с вами читаем на страницах Евангелия.

Притча неслучайно имеет две части: первая обращена к народу, к большой толпе людей, внимающих Ему, и заканчивается она словами «имеющий уши да услышит». А потом ученики подходят к Иисусу и спрашивают: «Так что же значат эти слова, которые Ты говорил?» И Господь, раскрывая смысл сказанного только что при большом стечении народа, заканчивает ровно такими же словами: «Имеющий уши слышать да слышит».

Оказывается, что и сама притча, и ее толкование заканчиваются одними и теми же словами. Потому что «имеющий уши да услышит» перекликается со словами, которые звучат в середине, между этими двумя частями, когда ученики подходят к Учителю с просьбой разъяснить сказанную Им историю. И Он говорит: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а иным в притчах, потому что они видя не видят и слыша не разумеют».

Эта фраза, сказанная Господом нашим Иисусом Христом, отсылает к очень жестким словам пророка Исаии. В 6-й главе у него буквально слово в слово звучат слова Господа о народе сем, у которого огрубело сердце, и который, видя глазами своими, не видит, а, слыша ушами, не разумеет. Буквально слово в слово Он повторяет эту фразу.

И вот прошло много столетий, и сказанные пророком слова звучат вновь, потому что проблема никуда не делась. Господь как пророк, как тот, кто возвещает Слово Божие – по крайней мере, в глазах народа Он является таковым – возвещает божественные истины. Он открывает истину спасения, Он открывает истину любви, воплощение любви в этом мире, а народ, слыша своими ушами, не разумеет, пропускает мимо. Тем не менее Господь говорит эти слова: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а иным в притчах».

Вам – это кому? Кто эти люди, к кому Он обращается «вам»? На первый взгляд кажется, что это очень узкая группа апостолов, те 12, которые близки к Иисусу Христу, находятся вместе с Ним, делят кров, путешествуют с Ним. Вот они, находясь очень близко к Нему, могут задавать такие вопросы. Но на самом деле, это все-таки не совсем так. «Вам» — это тем, кто задает такие вопросы.

Тем, кто не просто слышит, а хочет услышать. И не только тем, кто готов вдохновиться каким-то удивительным словом этого интересного, неординарного Учителя, который так провокативно поступает, во всяком случае, говорит непривычные слова в обществе. И собирается все больше и больше людей, чтобы послушать Его, тем более что этот Человек еще и творит какие-то удивительные дела. Говорят, что кто-то исцеляется, есть свидетельства об этом. И, конечно же, множество людей стекается, чтобы послушать удивительные речи. И это, знаете, превращается для них в некое шоу.

Это как посмотреть кино. Вот ты живешь в обыденной жизни, потом включаешь интернет, телевизор, выбираешь хороший фильм с высоким рейтингом и полтора-два часа находишься в каком-то удивительном состоянии, немного выходя из рамок своей простой скучноватой жизни, и твой разум немного возбуждается от этого, что-то внутри дрожит. А потом проходит это время – и очень быстро кончается эффект от того, что посмотрено. Бывает даже и фильм очень глубокий и насыщенный смыслом, но если это все останется вот так, в пределах полутора-двух часов и далее по экспоненте – «вжик» – и скатится в ноль, то это будет означать именно то, о чем говорит Господь: посмотрел, послушал, восхитился, изумился, выпал как бы из этой рутины – и опять в нее занырнул на долгие остальные часы.

А иногда бывает и сплошное возбуждение, когда человек погружается в какую-то компьютерную виртуальную реальность, когда он уже не может жить в реальности этого мира, сталкиваться с теми вопросами, которые этот мир ему задает. Таким образом происходит попытка к бегству. Как у Стругацких, «Попытка к бегству» – в виртуальную реальность, во всякую другую реальность, кроме настоящей.

И вот Господь нас призывает слушать совершенно по-другому это слово, слушать, как слушают Его ученики. Ученики, которые сделали определенный выбор в своей жизни, которые поняли, что, даже если ничего непонятно, здесь глаголы вечной жизни. Это то, что нужно понять, то, что нужно впустить в свое сердце, чтобы жизнь действительно изменилась.

И если бы хотя бы христиане слушали слово Божие именно так, как слушали ученики, то, наверное, христианство в этом мире было бы немножечко другим. Оно бы не было таким бессильным, таким «воскресным», «пасхальным» в смысле какой-то наружной праздничности. Оно было бы очень действенным, потому что каждый человек, кто услышал Слово, кто впустил его, кто дал возможность этому Слову действительно укорениться в его сердце и принести соответствующий плод, он принес бы этот плод вместе со Словом Божьим.

Потому что Слово Божье на самом деле не может быть бесплодным. Если оно укоренилось, то обязательно принесет плод, ведь Слово Божье есть Сам Господь. Причаститься Слову Божию – значит причаститься Самому Господу, значит принять Его внутрь, значит стать с Ним одним целым.

Вот к чему призывает нас Господь в этой, на первый взгляд, простой, но на самом деле очень непростой истории разговора и с народом, и со Своими учениками. В Его словах звучит и горечь, и надежда одновременно. Горечь – потому что все одно и то же продолжается много лет. И надежда на то, что все-таки найдутся те, кто будет слушать, и слышать, и разуметь. Кто будет смотреть своими очами – и видеть те удивительные тайны, которые открывает Господь верующим в Него, слушающим и исполняющим слово Его. Те, которые становятся таким образом Ему не просто со-путниками, а становятся братьями и сестрами, Его друзьями. К чему Он и призывает всех слушающих Его Слово.

Аминь.

 

Притча о сеятеле. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/