Тайна воскресного фонаря

 
 
 

Куда направляются дети после чтения Евангелия на воскресной литургии?

Во время поздней воскресной литургии, сразу после чтения Евангелия и перед проповедью, в верхнем храме появляется девушка с фонарём. Она собирает детей самых разных возрастов и куда-то направляется с ними — наверх, отодвинув цепочку, преграждающую путь на лестницу…

В течение сорока минут дети вместе с Екатериной Боскис, а это именно ей принадлежит «волшебный фонарь», будут читать Евангелие, рисовать и знакомиться, если кто-то пришёл в первый раз. А происходит все это в «башне» – так называют помещение 3-го этажа Феодоровского собора, проход в которое – через хоры верхнего храма.

Такой формат детского служения впервые появился в Феодоровском соборе 9 лет назад. Хорошо всем: и взрослым, которые не отвлекаются на своих чад во время службы, и детям – в компании сверстников интереснее знакомиться со Словом.

– Это открытая группа. У нас постоянно меняющийся состав: приходят и знакомые дети, и новенькие. Все, кому интересно погрузиться в Евангелие, поразмышлять, попробовать встретиться через Слово с Тем, ради Кого они пришли в храм, совершить открытия. И потом эти открытия нарисовать, – рассказывает Екатерина.

Всё начинается с чтения евангельского отрывка, который звучит в храме перед проповедью. «Мы читаем этот отрывок по кругу, стих за стихом. Читают те, кто умеет читать. А кто-то просто слушает. Потом мы делимся открытиями, задаём вопросы, ищем ответы», – продолжает Катя.

Перед каждым ребенком – чистый лист бумаги и акварельные краски. Рисуют все: и дети, и взрослые, если они присоединяются к ребятам. Через рисунок приходит откровение. Белый лист становится уже не просто прямоугольником. Внутри может быть круг или какая-то другая форма, а уже внутри неё – ландшафт. А внутри ландшафта – персонажи, ты сам, твоё сердце и душа. «Или ландшафт – это и есть твоё сердце. Очень много всего может вместить в себя простой лист бумаги», – подытоживает Екатерина.

 

Рисунки, которые получаются у ребят, – не иллюстрация услышанного, а, скорее, переживание Евангелия в красках, абстракция, навеянная им. На встречах дети и взрослые создают какую-то свою вселенную, начиная вести линию, думая про сюжет. И вот уже линия сама выводит художников в новый мир, в котором образы из подсознания, снов, жизни перекликаются с евангельскими сюжетами.

Тайна воскресного фонаря

Екатерина Боскис. Фото Марины Хохловой

Текст Евангелия вмещает в себя очень много парадоксов, разгадывать которые можно не только через вербальные построения. Погружаясь в Слово через рисунок, можно увидеть миры в мирах и вселенные во вселенных. Если довериться процессу, взять кисть, палитру, начать искать цвет, выводить линию, может оказаться, что композиция сама удивительным образом начнёт выстраивать себя на листе.

– Я смотрю на свои рисунки, вспоминаю евангельский сюжет и откровение, которое пришло в тот момент в процессе этого художественного размышления, – рассказывает Екатерина. – Например, притча о сеятеле. Линия привела меня от сеятеля к почве, в которую упало семя. А от семени к плоду, который мог бы вырасти из него. И вот это «мог бы» – это размышление в красках.

Дети иногда оставляют на листе бумаги лишь несколько мазков. Они знают, что здесь их никто не оценивает, здесь важно творческое пространство. Здесь скорее скажут «здорово, интересно» в ответ на показанный рисунок, не станут его править, критиковать. Тут совсем не то же самое, что в школе на уроках ИЗО. Скорее некая арт-терапия или арт-погружение. Ценность в самом формате, который Екатерина выстраивает и поддерживает на протяжении всех этих лет.

После встречи ребята спускаются в верхний храм, чтобы причаститься вместе со всеми. К причастию они несут с собой свои открытия, иногда вместе с рисунками.

Если кто-то хочет помочь детскому служению и не знает как, здесь всегда нужна акварельная бумага, можно и для принтера. Передать бумагу можно через дежурного смотрителя в любой день с пометкой «для Екатерины Боскис».

Текст подготовила Ольга Лебединская