Памяти архипастыря

 
 
 

К годовщине со дня упокоения митрополита Владимира (Котлярова, 1929-2022), управляющего Санкт-Петербургской епархией в 1995-2014 гг.

Вышел альбом, посвященный первой годовщине со дня кончины митрополита Владимира (Котлярова). Над созданием альбома и, в частности, над текстами к нему трудился настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин.

Памяти архипастыряБиография человека, занимавшего далеко не последние руководящие посты и прожившего почти век, обречена быть богатой и разнообразной с точки зрения фактов и впечатлений. В этом отношении жизнь владыки Владимира – не исключение. И все же здесь – больше, чем просто длинная жизненная дорога в непрестанном общении с разными людьми.

Рассказ о митрополите Владимире, представленный в альбоме, состоит из пяти разделов: детство и юность, учеба в Духовных школах и первые священнические годы, общецерковные послушания, служение в качестве епархиального архиерея, управлявшего различными епархиями Русской Церкви, и наконец Санкт-Петербургская митрополия, которой владыка отдал завершающие 18 лет своего архиерейского служения.

После окончания Московской Духовной семинарии дальнейшие несколько лет жизни молодого священника были связаны с городом на Неве. Поступив на заочное отделение Ленинградской Духовной академии в 1953 году, а через год перейдя на очную форму обучения, он окончил ее в 1956 году.

Публикуем отрывок из альбома «Памяти архипастыря» — воспоминания о годах, проведенных будущим митрополитом в Духовной академии.

Первые впечатления от города, в котором священнику Владимиру Котлярова предстояло потрудиться в качестве правящего архиерея через много лет, он испытал еще в 1950 году, когда его старший брат был переведен по военной службе из Берлина в Лугу:

«Впечатление было потрясающее: люди другие, высокая культура. В то время еще сохранялось богатое наследие бывшей столицы. Здесь даже обслуживающий персонал был как будто специально подготовлен. Это было не просто собрание случайных людей. Здесь был особый народ, который жил, трудился, воспитывался и являлся носителем столичной культуры. Не говоря о том, что сам по себе город потрясающий. Но самое главное, что меня удивило, – люди. Даже простые люди!»

С большой теплотой владыка неоднократно и много вспоминал о годах учебы в Духовной школе:

«В нашей академии была замечательная атмосфера. Преподаватели водили нас по музеям, театрам. Так, например, Михаил Филаретович Русаков водил нас на “Реквием” в Капеллу. После окончания занятий все шли в город: кто в библиотеку, кто в театр, кто в кино. В Ленинграде была особая интеллигентность, какой на Руси нам не хватало. Не было злоупотреблений и не было пороков, которые появились сейчас».

Памяти архипастыря

С мамой на каникулах. 1950-е годы

Духовные школы в Ленинграде были возрождены после почти трех десятилетий закрытия в 1946 году. В те первые годы здесь трудились профессора и преподаватели еще старой, дореволюционной школы. О многих из них владыка Владимир сохранил теплую, благодарную память:

«Ректор отец Михаил Сперанский был грамотным и умным человеком, но при этом простым и доступным, по-отечески добрым. Он мне напоминал Николая Семеновича Никольского из Новодевичьего монастыря. Эти люди, будучи образованными, держались подчеркнуто просто».

Памяти архипастыря

Священник Владимир Котляров сдает экзамен по Новому Завету. Сидят слева направо – инспектор ЛДА, профессор Лев Николаевич Парийский, ректор протоиерей Михаил Сперанский, доцент Иван Иванович Зеленецкий. 1950-е годы

«Сильное впечатление произвел на меня Лев Николаевич Парийский [инспектор]. Это был интеллигентный, “рафинированный” человек, придерживался старых устоев. Как преподаватель, пожалуй, был посредственным, но как практик, как инспектор был человеком удивительным. Настоящий законник! Он требовал от нас внешней формы, соблюдения всех правил: ты должен сделать, нравится тебе или не нравится; если это надо, то делай так. Как человека я его совсем не знал, но воспитатель он был замечательный.

Преподавателем английского языка была удивительная Екатерина Николаевна Бояновская. Михаил Боярский – ее внук. Она окончила Смольный институт благородных девиц. Рассказывала нам о том, как они ходили на богослужения в Воскресенский собор и как к ним приезжала императрица, а потом – как ее муж [протоиерей Александр Боярский] ушел в обновленчество, но она отказалась оставаться с ним, сказав: “Я православная, я знаю канонические правила”».

Отложились в памяти владыки и впечатления от ленинградского духовенства того времени:

«Отец Александр Медведский прекрасно читал канон Андрея Критского и великолепно говорил проповеди. Он был очень начитан, у него в запасе всегда были образы или из классики, или из древней античной литературы, или из новой. Всегда начинал слово с какого-то образа. Как-то раз мы с отцом Николаем Кутеповым [впоследствии митрополитом Нижегородским и Арзамасским] спросили его, где он учился риторике и проповеди. Он сказал: “Я нигде этому специально не учился, но я много читаю и, читая, держу ручку в руках, и если мне нравится какой-то образ или выражение, я всегда его записываю. Так что у меня про запас всегда есть список образов, которые я могу использовать”».

Отец Владимир и сам в течение пяти лет исполнял послушание священника в Крестовой Успенской церкви Митрополичьих покоев, находившихся в то время в Духовском корпусе Александро-Невской Лавры.

Памяти архипастыря

Ленинградское духовенство. В первом ряду первый слева – протоиерей Александр Медведский, третий – митрополит Ленинградский и Ладожский Питирим (Свиридов), крайний справа – протоиерей Сергий Румянцев. Во втором ряду второй слева – священник Владимир Котляров, второй справа – протоиерей Михаил Славнитский

Два года спустя после окончания академии отец Владимир получил ученую степень кандидата богословия и защитил диссертацию на тему «Троице-Сергиева пустынь Петроградской епархии (исторический очерк)», а в 1959 году был оставлен в Духовной школе профессорским стипендиатом для преподавания Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета. Примечательно, что Ветхий Завет молодого преподавателя поставили преподавать вместо ушедшего из академии и отрекшегося от Церкви известного профессора-протоиерея Александра Осипова:

«Помню, как тогда профессор Николай Дмитриевич Успенский сказал на ученом совете: “Для всех нас, преподавателей, эта дисциплина в любом случае будет новой, так что имеет смысл ее взять тому, для кого вообще любая дисциплина будет новой”. Так я стал преподавать Ветхий Завет».

Связь с Ленинградскими Духовными школами владыка Владимир поддерживал и в последующие годы, когда нес различные церковные послушания вдали от города на Неве. В архиве Духовной академии сохранилась переписка владыки в бытность его епископом Воронежским с руководством школы, из которой следует, что он проявлял и материальную заботу об альма-матер.