Календарный этюд Юрия Рубана
Православная Пасха в этом, 2023-м, году – довольно ранняя (16 апреля по гражданскому календарю), и уже с 5 февраля мы вступаем в продолжительный календарный период, именуемый «Триόдным». Будем шествовать по нему вплоть по июнь.
Мытарь и фарисей преподнесут нам два образца молитвы, и мы честно спросим себя: чья молитва нам ближе? Заблудившийся сын вернётся к Отцу. После напоминания о Страшном Суде наступит Сырная седмица – «преддверие и начало поста» (свт. Тихон Задонский), когда впервые зазвучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина (языческой «масленицы» Церковный устав не знает!). Вспомнив, к чему привело невоздержание первых людей, станем «аскетами» и будем себя вопрошать словами Покаянного канона: «Отку́ду начну пла́кати…?». Быстро пролетят «дни печальные Великого поста», и мы придём в храм с пальмовыми ветвями (или вербочками). Со следующего дня будем переживать Страсти Господни, а хозяйки – ещё и «страсти по тесту» для пышных куличей. Неожиданно наступит Пасха и быстро пройдёт Светлая седмица. А там не за горами Вознесение и Троица…
Нам важно заранее знать основные, изменяющиеся год от года, даты этого периода. Разумеется, сейчас нет проблем с церковными календарями, но опыт свидетельствует, что многие путаются в двойных датировках и обилии разных «памятей» (в календаре даны вперемежку даты подви́жные и неподви́жные). К тому же дни и числа некоторых богослужений в церковных календарях формально указываются «по уставу» («Мари́ино стоя́ние» в четверг, «Похвала Богородице» в Субботу акафиста), а на практике они совершаются накануне вечером. Простому человеку трудно разобраться в этих календарных головоломках, не рискуя пропустить важную службу.
Автор рубрики «Календарные этюды» Юрий Рубан представляет краткий «Триόдный календарь», т. е. календарь Великопостно-Пасхального цикла с указанием дат текущего года (в следующем году все они изменятся), который, надеемся, поможет многим ориентироваться в церковных датах наступающей весны.
Пытаясь уяснить структуру и логику православного календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу (или периоду), длящемуся бόльшую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).
Пасхальный цикл – это особый «подвижный» календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.
Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстна́я седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность – семь недель.
Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых»).
Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триόди Постной» и «Триόди Цветной» (у греков это – «Триόдион» и «Пентикоста́рион»). Отсюда его другое название – «Триόдный цикл».
Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются «пасхалией». Праздничная дата перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными преде́лами», от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX—XXI столетий!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.
«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля), была в 2010 году, такая же предыдущая – в 1915 году, до этого – в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая), была последний раз в 1983 году, до этого – в 1736 году; следующая будет в 2078 году. Представим основные точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют «будние» дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седми́цей». (Подробнее об этих календарных понятиях смотрите в словарном приложении к моей книге о Пасхе, описанной в конце этой статьи.)
Подготовительный период к Великому посту
(с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля) [1]
Неделя о мы́таре и фарисее (Лука 18:10–14). – 5 февраля. (Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания.)
Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу). – 6 – 11 февраля.
Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лука 15:11–32). – 12 февраля.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 18 февраля.
Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Матфей 25:31–46). – 19 февраля.
Седмица сырная [2], «сплошная» (20 февраля – 25 февраля).
Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Матфей 6:14–21). Заговенье на Великий пост. – 26 февраля.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
1. Святая Четыредеся́тница (Сорокадневный пост)
«Чистый понедельник», начало Великого поста. – 27 февраля.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (27 февраля – 2 марта) за вечерним богослужением читается «Великий (Покаянный) канон», произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.) [3].
В субботу (4 марта) – триόдная память великомученика Феόдора Ти́рона.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 5 марта.
Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы́, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). – 12 марта.
Неделя 3-я Вел. Поста. Крестопоклонная (Марк 8:34 – 9:1). – 19 марта.
Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Ле́ствичника (VI в.). – 26 марта.
«Мари́ино стояние» (чтение Великого канона препод. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 30 марта (реально совершается накануне – 29 марта, в среду вечером) [4].
«Похвала Пресвятой Богородице» («Суббота Акафиста»). – 1 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбра́нной Воевόде победи́тельная…»), известный церковному Уставу; причём, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером [5], в этом году – 31 марта).
Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской (VI в.). – 2 апреля.
Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ва́ий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (3 – 8 апреля).
В пятницу седмицы ва́ий, 7 апреля в этом году, – окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («Душеполе́зную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря; заговор против Иисуса (Иоанн 11:1–45). – 8 апреля.
Неделя 6-я, Неделя ва́ий («Пальмовых ветвей») [6], иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1–18). – 9 апреля.
2. Страстна́я седми́ца, или Неделя Страданий Господа
(10 – 15 апреля)
Великий Понедельник (10 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт 37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).
Великий Вторник (11 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36–26:2).
Великая Среда (12 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6–16).
Великий Четверг (13 апреля). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).
Великая Пятница (14 апреля). Арест Господа, неправедный суд, Распятие, Спасительные Страсти, смерть и погребение в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (Реально чтение Двенадцати «Страстны́х Евангелий» совершается накануне – в вечер Страстного Четверга [7].)
Великая Суббота (15 апреля) [8]). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (16 апреля)
Светлая седмица, сплошная (17–22 апреля)
Недели после Пасхи
Антипасха (буквально «Вместо Пасхи» [9]), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31). – 23 апреля.
Ра́доница (пасхальное поминовение усопших). – 25 апреля, вторник.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8). – 30 апреля.
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1–15). – 7 мая.
Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30). – 10 мая, среда.
Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5–42). – 14 мая.
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1–38). – 21 мая.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53). – 25 мая.
Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского собора. – 28 мая.
Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 3 июня.
Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деяния 2:1–11; Иоанн 7:37–52; 8:12). – 4 июня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (5 – 10 июня).
День Святого Духа («Духов День»). – 5 июня, понедельник.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 11 июня.
Этим праздником завершается Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал у нас праздник в честь Всех российских святых (установлен на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
«Петров пост» начинается с понедельника, 12 июня.
Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской (Русской) просиявших» [10]. – 18 июня.
Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских, Санкт-Петербургских и Удмуртских святых. – 25 июня.
Даты других региональных Cоборов святых смотрите в любом православном календаре.
Подробнее о Пасхальном цикле см.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е. СПб., 2014. С. 74–84. Готовится переиздание книги.
Примечания
[1] Подготовительный период состоит из трёх недель в обычном понимании (точнее, 22 дней), но включает в себя четыре воскресенья («недели» богослужебного устава). Это связано с тем, что Великий период сугубого покаяния и плача о грехах не может начинаться с праздничной «Малой Пасхи», как именуется каждый воскресный день, поэтому устав предписывает начинать его со второго дня четвёртой недели. Само название «понедельник» означает «по неделе», то есть «после недели»!
[2] Об этой седмице см. здесь. Обратим внимание на то, что официальный «Православный церковный календарь на 2023 год» (М., изд-во МП РПЦ, 2022; малый формат) наряду с уставным названием – «Седмица сырная» – даёт и народное название – «масленица», хотя и в скобках (с. 30). Уместно ли в православном (!) календаре ложное отождествление богослужебной сырной седмицы, этого покаянного «преддверия и начала поста» (свт. Тихон Задонский) с разгульным языческим «карнавалом»? Подобная «логика» позволит назвать Антипасху «Красной горкой», а Рождество Иоанна Предтечи – «Иваном Купалой»! Но для этого существуют «народные» (языческие) календари. Подобные попытки «мюнхенского» заигрывания с язычеством только вредят Православной Церкви.
[3] См. здесь. https://feosobor.ru/2022/03/otkudu-nachnu-plakati/ .
[4] Православный церковный календарь на 2023 год содержит эту поправку, с. 46.
[5] Православный календарь об этом не говорит, с. 46–47.
[6] Здесь.
[7] Православный календарь содержит эту поправку, с. 51.
[8] О характере Страстной Субботы см. здесь и здесь.
[9] Греческое название этого воскресенья в церковном календаре – Антипасха – буквально означает «вместо Пасхи»), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 639–640). Действительно, мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой». Приходится сталкиваться с неверным пониманием термина Антипасха даже в церковной среде (греч. анти́ имеет несколько значений, главное – ‘вместо’, ‘за’).
[10] Этот древний праздник с более универсальным содержанием и другой датой был восстановлен 13/26 августа 1918 года, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. «Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13(26) августа. О восстановлении празднования дня памяти Всех святых Российских» (деяние 150-е). Вскоре скромной брошюрой (без титульного листа) был издан первый вариант службы. «Служба всем Святым, в Земли Российстей Просиявшим. В первую неделю по памяти Всех Святых, сие есть в первую неделю поста Святых славных и всехвальных Апостол, память совершаем Всех святых, в земли Российстей просиявших». Об инициаторе восстановления праздника см.: Рубан Ю. Историк – агиограф – чтец. (К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. – № 6–7 (125). С. 22–23.