Пасхальный цикл 2023 года

 
Мытарь и фарисей. Мозаика в Равенне (ок. 480 г.)
 
 
Мытарь и фарисей. Мозаика в Равенне (ок. 480 г.)

Календарный этюд Юрия Рубана

Православная Пасха в этом, 2023-м, году – довольно ранняя (16 апреля по гражданскому календарю), и уже с 5 февраля мы вступаем в продолжительный календарный период, именуемый «Триόдным». Будем шествовать по нему вплоть по июнь.

Мытарь и фарисей преподнесут нам два образца молитвы, и мы честно спросим себя: чья молитва нам ближе? Заблудившийся сын вернётся к Отцу. После напоминания о Страшном Суде наступит Сырная седмица – «преддверие и начало поста» (свт. Тихон Задонский), когда впервые зазвучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина (языческой «масленицы» Церковный устав не знает!). Вспомнив, к чему привело невоздержание первых людей, станем «аскетами» и будем себя вопрошать словами Покаянного канона: «Отку́ду начну пла́кати…?». Быстро пролетят «дни печальные Великого поста», и мы придём в храм с пальмовыми ветвями (или вербочками). Со следующего дня будем переживать Страсти Господни, а хозяйки – ещё и «страсти по тесту» для пышных куличей. Неожиданно наступит Пасха и быстро пройдёт Светлая седмица. А там не за горами Вознесение и Троица…

Нам важно заранее знать основные, изменяющиеся год от года, даты этого периода. Разумеется, сейчас нет проблем с церковными календарями, но опыт свидетельствует, что многие путаются в двойных датировках и обилии разных «памятей» (в календаре даны вперемежку даты подви́жные и неподви́жные). К тому же дни и числа некоторых богослужений в церковных календарях формально указываются «по уставу» («Мари́ино стоя́ние» в четверг, «Похвала Богородице» в Субботу акафиста), а на практике они совершаются накануне вечером. Простому человеку трудно разобраться в этих календарных головоломках, не рискуя пропустить важную службу.

Автор рубрики «Календарные этюды» Юрий Рубан представляет краткий «Триόдный календарь», т. е. календарь Великопостно-Пасхального цикла с указанием дат текущего года (в следующем году все они изменятся), который, надеемся, поможет многим ориентироваться в церковных датах наступающей весны.

Пытаясь уяснить структуру и логику православного календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что почти все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу (или периоду), длящемуся бόльшую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).

Пасхальный цикл – это особый «подвижный» календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.

Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстна́я седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании. Его продолжительность – семь недель.

Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых»).

Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге – «Триόди Постной» и «Триόди Цветной» (у греков это – «Триόдион» и «Пентикоста́рион»). Отсюда его другое название – «Триόдный цикл».

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчётов, таблиц, которые также называются «пасхалией». Праздничная дата перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными преде́лами», от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX—XXI столетий!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.

«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля), была в 2010 году, такая же предыдущая – в 1915 году, до этого – в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая), была последний раз в 1983 году, до этого – в 1736 году; следующая будет в 2078 году. Представим основные точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют «будние» дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седми́цей». (Подробнее об этих календарных понятиях смотрите в словарном приложении к моей книге о Пасхе, описанной в конце этой статьи.)

Подготовительный период к Великому посту

(с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля) [1]

Неделя о мы́таре и фарисее (Лука 18:10–14). – 5 февраля. (Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания.)

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу). – 6 – 11 февраля.

Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лука 15:11–32). – 12 февраля.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 18 февраля.

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Матфей 25:31–46). – 19 февраля.

Седмица сырная [2], «сплошная» (20 февраля – 25 февраля).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Матфей 6:14–21). Заговенье на Великий пост. – 26 февраля.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

1. Святая Четыредеся́тница (Сорокадневный пост)

«Чистый понедельник», начало Великого поста. – 27 февраля.

Пасхальный цикл 2023 года

Святитель Андрей, архиепископ Критский. Фрагмент греческой иконы конца XV века

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (27 февраля – 2 марта) за вечерним богослужением читается «Великий (Покаянный) канон», произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.) [3].

В субботу (4 марта) – триόдная память великомученика Феόдора Ти́рона.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 5 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы́, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). – 12 марта.

Неделя 3-я Вел. Поста. Крестопоклонная (Марк 8:34 – 9:1). – 19 марта.

Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Ле́ствичника (VI в.). – 26 марта.

«Мари́ино стояние» (чтение Великого канона препод. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 30 марта (реально совершается накануне – 29 марта, в среду вечером) [4].

«Похвала Пресвятой Богородице» («Суббота Акафиста»). – 1 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбра́нной Воевόде победи́тельная…»), известный церковному Уставу; причём, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером [5], в этом году – 31 марта).

Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской (VI в.). – 2 апреля.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ва́ий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (3 – 8 апреля).

В пятницу седмицы ва́ий, 7 апреля в этом году, – окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («Душеполе́зную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря; заговор против Иисуса (Иоанн 11:1–45). – 8 апреля.

Пасхальный цикл 2023 года

Нестеров М. В. Вход Господень в Иерусалим. Эскиз росписи церкви в Абастумани (1898-1900 гг.)

Неделя 6-я, Неделя ва́ий («Пальмовых ветвей») [6], иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1–18). – 9 апреля.

2. Страстна́я седми́ца, или Неделя Страданий Господа

(10 – 15 апреля)

Великий Понедельник (10 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт 37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (11 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36–26:2).

Великая Среда (12 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6–16).

Великий Четверг (13 апреля). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).

Великая Пятница (14 апреля). Арест Господа, неправедный суд, Распятие, Спасительные Страсти, смерть и погребение в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (Реально чтение Двенадцати «Страстны́х Евангелий» совершается накануне – в вечер Страстного Четверга [7].)

Великая Суббота (15 апреля) [8]). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).

Пасхальный цикл 2023 года

Сошествие во ад (икона Андрея Рублёва (?) (1408—1410 гг.)

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (16 апреля)

Светлая седмица, сплошная (17–22 апреля)

Недели после Пасхи

Антипасха (буквально «Вместо Пасхи» [9]), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31). – 23 апреля.

Ра́доница (пасхальное поминовение усопших). – 25 апреля, вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8). – 30 апреля.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1–15). – 7 мая.

Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30). – 10 мая, среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5–42). – 14 мая.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1–38). – 21 мая.

Пасхальный цикл 2023 года

Сальвадор Дали. Вознесение Христа (1958 г.)

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53). – 25 мая.

Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского собора. – 28 мая.

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 3 июня.

Пасхальный цикл 2023 года

Эль Греко. Сошествие Святого Духа на апостолов (ок. 1600 г.)

Неделя 8-я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деяния 2:1–11; Иоанн 7:37–52; 8:12). – 4 июня.

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (5 – 10 июня).

День Святого Духа («Духов День»). – 5 июня, понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 11 июня.

Этим праздником завершается Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал у нас праздник в честь Всех российских святых (установлен на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.

«Петров пост» начинается с понедельника, 12 июня.

Пасхальный цикл 2023 года

Служба Всем Святым Новым Чудотворцам Российским (1-е изд.). Супрасль, 1786

Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской (Русской) просиявших» [10]. – 18 июня.

Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских, Санкт-Петербургских и Удмуртских святых. – 25 июня.

Даты других региональных Cоборов святых смотрите в любом православном календаре.

Подробнее о Пасхальном цикле см.: Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 3-е. СПб., 2014. С. 74–84. Готовится переиздание книги.

Примечания

[1] Подготовительный период состоит из трёх недель в обычном понимании (точнее, 22 дней), но включает в себя четыре воскресенья («недели» богослужебного устава). Это связано с тем, что Великий период сугубого покаяния и плача о грехах не может начинаться с праздничной «Малой Пасхи», как именуется каждый воскресный день, поэтому устав предписывает начинать его со второго дня четвёртой недели. Само название «понедельник» означает «по неделе», то есть «после недели»!

[2] Об этой седмице см. здесь. Обратим внимание на то, что официальный «Православный церковный календарь на 2023 год» (М., изд-во МП РПЦ, 2022; малый формат) наряду с уставным названием – «Седмица сырная» – даёт и народное название – «масленица», хотя и в скобках (с. 30). Уместно ли в православном (!) календаре ложное отождествление богослужебной сырной седмицы, этого покаянного «преддверия и начала поста» (свт. Тихон Задонский) с разгульным языческим «карнавалом»? Подобная «логика» позволит назвать Антипасху «Красной горкой», а Рождество Иоанна Предтечи – «Иваном Купалой»! Но для этого существуют «народные» (языческие) календари. Подобные попытки «мюнхенского» заигрывания с язычеством только вредят Православной Церкви.

[3] См. здесь. https://feosobor.ru/2022/03/otkudu-nachnu-plakati/ .

[4] Православный церковный календарь на 2023 год содержит эту поправку, с. 46.

[5] Православный календарь об этом не говорит, с. 46–47.

[6] Здесь.

[7] Православный календарь содержит эту поправку, с. 51.

[8] О характере Страстной Субботы см. здесь и здесь.

[9] Греческое название этого воскресенья в церковном календаре – Антипасха – буквально означает «вместо Пасхи»), «потому что этот день – первый из воскресных дней всего года, в который событие Воскресения повторяется» (Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995. С. 639–640). Действительно, мы почтительно называем каждый воскресный день «малой Пасхой». Приходится сталкиваться с неверным пониманием термина Антипасха даже в церковной среде (греч. анти́ имеет несколько значений, главное – ‘вместо’, ‘за’).

[10] Этот древний праздник с более универсальным содержанием и другой датой был восстановлен 13/26 августа 1918 года, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. «Определение Всероссийского Поместного Церковного Собора от 13(26) августа. О восстановлении празднования дня памяти Всех святых Российских» (деяние 150-е). Вскоре скромной брошюрой (без титульного листа) был издан первый вариант службы. «Служба всем Святым, в Земли Российстей Просиявшим. В первую неделю по памяти Всех Святых, сие есть в первую неделю поста Святых славных и всехвальных Апостол, память совершаем Всех святых, в земли Российстей просиявших». Об инициаторе восстановления праздника см.: Рубан Ю. Историк – агиограф – чтец. (К 90-летию со дня кончины Бориса Александровича Тураева) // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2010. – № 6–7 (125). С. 22–23.