Страшный кризис и масленица

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в Православном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопу́стной (27 февраля в 2022 году). Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мёртвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса. Что означают все эти понятия? О каком кризисе идёт речь? Постараемся найти ответы в истории и церковном Уставе.

Что значит «мясопуст»?

Славянский термин «мясопу́ст» (греч. апо́крэос – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Неделя мясопустная – это воскресенье за 56 дней до Пасхи. У наших братьев католиков этому термину соответствует хорошо знакомое «весёлое» слово карнавал (от латинского carne и vale, буквально – «прощай, мясо!»). Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он к «Пепельной среде» (в этом году – 2 марта), с которой и начинается католический Великий пост. В православном календаре всё сложнее. Здесь за Неделей о Страшном Суде (суд – по-гречески кри́зис) следует ещё одна – последняя перед Великим постом седми́ца – «сырная» (28 февраля – 5 марта), или, в языческом просторечии, – «масленица». В народном календаре она включает в себя ещё и Прощёное воскресенье (6 марта) в качестве завершающего аккорда лихих народных гуляний.

Масленица – христианский праздник?

Увы! Масленица в своей основе – праздник совсем не христианский! Церковный Устав (Типикон), по которому живёт Православная Церковь, даже слова такого не знает! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы и встречи весны, согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами (это то, что у нас всегда хорошо получается)! В дохристианские времена подобные гуляния с «умилостивлением» языческих богов сопровождались даже человеческими жертвоприношениями: вспомним о наших христианских первомучениках – киевских варягах Феодоре и сыне его Иоанне (983 г.). (Представим, что они воскресли, оказались на нашей масленице и увидели странные наряды хмельных гуляк, прыгающих вокруг костра с языческим идолом старухи-зимы и блинами в руках… Мученики решили бы, что на Руси всё ещё торжествует язычество, которое ревностно насаждал князь Владимир в начале своего правления, а крещение нашей многострадальной страны так и не состоялось!) Поэтому суровый голос Православной Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовёт к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор живущей в нашем сознании.

Страшный кризис и масленица

После крещения Руси «отменить» масленицу (как и некоторые другие языческие игрища, например, «Иванов день») так и не смогли: наш народ готов отказаться от многого, но только не от бесшабашных гулянок и застолий с традиционным вопросом: «Ты меня уважаешь?» Поэтому Церковь вынужденно (это называется икономи́я) совместила эту неделю вакханалий с последней подготовительной седмицей перед Великим постом, чтобы с помощью СМИ контролировать происходящее и не допускать продолжения кощунственного разгула во время Великого поста. При этом обычай поминать на хмельной тризне предков блинами (это астрологический солярный знак) был переосмыслен как за́говенье – праздничную трапезу накануне поста. Критически мыслящие христиане не могут понять, почему наш богослужебный (!) – а не только «народный» – календарь обзывает православную Сырную седмицу, имеющую полупостный по рациону, но вполне покаянный по своему назначению характер, языческим термином «масленица», хотя бы и в скобках. (Подобные «мюнхенские» попытки соглашений, как мы знаем, плохо заканчиваются.) Тем самым, в глазах простого народа, именующего себя «православным», санкционируется как сам «русский карнавал», так и связанные с ним языческие обряды и злоупотребления. В храмах звучит покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, а на улицах – языческие ритуальные заклинания и визгливые частушки.

Страшный кризис и масленица

Впрочем, «культурологический» вопрос закономерного сохранения дохристианских народных традиций и их практического соотношения с традициями церковно-богослужебными – деликатен и вряд ли разрешим. Можно говорить лишь о цивилизованном «мирном сосуществовании»…

Сырная седмица или масленица?

«Сырная седмица – преддверие и начало поста»
(святитель Тихон Задонский)

Православный Церковный календарь именует последнюю седми́цу перед Великим постом сыропу́стной (а народ – масленицей). Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным «подвигам», которые у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Евхаристическая Божественная Литургия (в знак покаянной скорби), а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это, согласно замечательному выражению свт. Тихона Задонского, – «светлые предпу́тия поста»!

Но народ – не только «простой» и «необразованный» (эта отговорка ныне смешна) – проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах.

Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVII веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя западной цивилизации констатировал (подобных свидетельств много): «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…».

Со временем мало что изменилось. Вспомним картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник». Простодушные люди относятся к таким лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и считают, что это – «сугубо по-православному»; что так и следует «готовиться» к Великому посту: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенный глагол!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), умело разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом «покаяться» – попариться в Чистый понедельник в баньке, дабы смыть с себя масленичные излишества, и с чувством хорошо исполненного «православного долга» бу́хать земные поклоны.

Конечно же, это – языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Неоязычникам, считающим христианство чуждой «еврейской религией» и желающим смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам».

Указывая на это, эсхатологически настроенные христиане говорят, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться элементарные нормы христианской морали и поведения, уже постигли тяжкие наказания в XX столетии. Это и был «Страшный кризис (суд)», к счастью, ещё не окончательный; но разумно ли испытывать Божие долготерпение?

Во всяком случае, есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.

Приложение

Святитель Тихон Задонский (†1783) о масленице

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всём гораздо воздержаннее. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной Матери своей? Она завещает в эти дни более благоговеть – а они ещё больше бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться – а они ещё больше предаются невоздержанию. Она повелевает очищать тело и душу – а они ещё больше оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах – а они прибавляют новые беззакония. Она внушает умилостивлять Бога – а они ещё больше прогневляют Всевышнего. Она назначает пост – а они ещё больше объедаются и упиваются. <…> Самое празднование масленицы – есть дело языческое. У язычников был ложный бог Вакх (изобретатель хмельного питья), которому они учредили особенные в году праздники (так называемые вакханалии) и проводили эти празднества во всяких непотребствах и мерзостях. Смотрите, не так ли христиане проводят масленицу, а равно и многие празднества? <…>

А я ещё раз скажу: кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» (цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 543–544).