Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 2-ю Великого поста.
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:
тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.Мк.2:1-12
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
В прошлое воскресенье, которое называлось Торжество Православия, мы с вами вспоминали, как формировалось правильное выражение христианской веры в эпоху Вселенских соборов. Сегодня мы видим еще один способ выражения, или выявления, веры. Уже не в виде каких-то догматических формулировок, а в виде конкретных дел. В сегодняшнем отрывке говорится, что Христос «увидел веру их». Веру вот этих четырех друзей, может быть, вместе с тем и веру расслабленного (мы не знаем, в каком состоянии восприятия или невосприятия окружающего мира он находился).
И тут мы видим, что Христос не требует от них прочитать какое-то исповедание веры – иудейское или христианское. Христос не задает им, подобно книжникам и фарисеям, каких-то вопросов о деталях веры, чтобы понять, правильно они верят или нет, – Христос видит единство веры и действия. Единство слова, проповедующего веру, и действия являет и Он Сам.
Действительно, намного проще сказать, что грехи прощаются, чем сказать: «Встань, возьми одр твой и ходи», поскольку никто этого проверить с помощью научных средств не сможет. Но вместе с тем прощение грехов намного сложнее, чем просто телесное исцеление, поскольку это то, что не может совершить никакая медицина, это действительно сможет совершить только Бог.
И подобно тому, как единство слова и дела проявляется во Христе, такое же единство веры и дела мы видим у евангельских друзей расслабленного, которые не просто верят, но и делают. Их любовь обретает конкретную форму, они являют то, что позже апостол Павел в послании к Галатам назовет «верой, действующей любовью». «Действующей» – там применяется греческое слово «энергия», то есть проявляющая, являющая свою силу, «энергию», через любовь.
И сегодня, во второе воскресенье Великого поста, мы также вспоминаем Святителя Григория Паламу, у которого несколько трактатов тоже посвящены Божественным энергиям, которые отличны от непостижимой сущности Бога, но именно через эти энергии Бог действует в мире.
Святитель Григорий Палама говорит о том, что мы должны стать причастными этой энергии, мы должны стать причастными действию Бога для того, чтобы жизнь приобрела совершенно другое звучание и измерение. Поскольку действительно «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Вера – это энергия, движение, вера – это что-то, что хочет и готово изменять нашу собственную жизнь и жизнь окружающих. Но вместе с тем не каждое дело само по себе является чем-то хорошим и правильным.
Мы читаем во время Великого поста молитву Ефрема Сирина и просим о том, чтобы Господь не дал нам духа праздности и уныния. Но если мы посмотрим на греческий текст, то там стоят два слова с этим же корнем: «эргон», что значит «дело», и «аргия» – то есть «бездействие». Это один из негативных полюсов, одна из опасностей жизни, когда человек от действия отказывается, когда он отпускает руки и просто пассивно плывет по течению, не пытаясь своей верой (верой в то, что Бог присутствует с нами во всех обстоятельствах) что-то изменить.
А второе слово переведено как «уныние». Но это не вполне удачный перевод, по-гречески там тоже стоит слово, связанное с корнем «эргон», – «периэргия». «Пери» значит «через, вокруг»; и это слово лучше было бы перевести как «многоделание», суета, некая спираль, в которую закручивает человека этот постоянный стресс ежедневных дел, когда мы вроде бы что-то делаем, но результата нет, и эти дела только выматывают нас. Проходит день, неделя, год нашей жизни – и мы понимаем, что, несмотря на то что мы как белка в колесе крутились, на самом деле не продвинулись ни на один шаг вперед в отношении того, куда бы хотели идти.
Если мы говорим о греческом языке, еще одно слово хорошо нам известно, где тоже находится в основе этот «эргон», эта «ургия» – это «литургия», буквально – общее, совместное дело, то богослужение, на которое мы сейчас собрались.
И во многом можно провести параллели между тем, о чем мы прочитали в сегодняшнем Евангелии, и тем, что происходит здесь, на литургии. Проповедует Христос в Евангелии — звучит Слово Божие и на литургии – проповедь. Ко Христу приносят этого расслабленного человека – и мы приносим Богу во время Божественной литургии наши прошения, скорби, нужды и все вместе читаем записки с именами тех людей, которые особенно нуждаются в этой молитве. Христос подает отпущение грехов – и мы причащаемся «во оставление грехов и в жизнь вечную». Христос изменяет, восстанавливает расслабленного человека – и нас Он призывает к тому же через причастие Своих Тела и Крови.
И, наконец, Христос говорит расслабленному, чтобы он «встал, взял свой одр и ходил», и к этому же призывает нас Бог: взять те обстоятельства нашей жизни, которые ограничивают нас, которые вроде бы влекут нас и делают нас бессильными, и с помощью вот этого действия Бога, Его живой энергии Он призывает нас к тому, чтобы мы стали властителями этих обстоятельств. Чтобы теперь мы носили и определяли их, – и тогда действительно эта энергия, это действие, эта сила Божия будут определять каждый день нашей жизни.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить здесь.