Исцеление и прощение расслабленного

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 2-ю Великого поста.

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному:
тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Мк.2:1-12 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! 

В прошлое воскресенье, которое называлось Торжество Православия, мы с вами вспоминали, как формировалось правильное выражение христианской веры в эпоху Вселенских соборов. Сегодня мы видим еще один способ выражения, или выявления, веры. Уже не в виде каких-то догматических формулировок, а в виде конкретных дел. В сегодняшнем отрывке говорится, что Христос «увидел веру их». Веру вот этих четырех друзей, может быть, вместе с тем и веру расслабленного (мы не знаем, в каком состоянии восприятия или невосприятия окружающего мира он находился). 

И тут мы видим, что Христос не требует от них прочитать какое-то исповедание веры – иудейское или христианское. Христос не задает им, подобно книжникам и фарисеям, каких-то вопросов о деталях веры, чтобы понять, правильно они верят или нет, – Христос видит единство веры и действия. Единство слова, проповедующего веру, и действия являет и Он Сам. 

Действительно, намного проще сказать, что грехи прощаются, чем сказать: «Встань, возьми одр твой и ходи», поскольку никто этого проверить с помощью научных средств не сможет. Но вместе с тем прощение грехов намного сложнее, чем просто телесное исцеление, поскольку это то, что не может совершить никакая медицина, это действительно сможет совершить только Бог. 

И подобно тому, как единство слова и дела проявляется во Христе, такое же единство веры и дела мы видим у евангельских друзей расслабленного, которые не просто верят, но и делают. Их любовь обретает конкретную форму, они являют то, что позже апостол Павел в послании к Галатам назовет «верой, действующей любовью». «Действующей» – там применяется греческое слово «энергия», то есть проявляющая, являющая свою силу, «энергию», через любовь. 

И сегодня, во второе воскресенье Великого поста, мы также вспоминаем Святителя Григория Паламу, у которого несколько трактатов тоже посвящены Божественным энергиям, которые отличны от непостижимой сущности Бога, но именно через эти энергии Бог действует в мире.

Святитель Григорий Палама говорит о том, что мы должны стать причастными этой энергии, мы должны стать причастными действию Бога для того, чтобы жизнь приобрела совершенно другое звучание и измерение. Поскольку действительно «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). 

Вера – это энергия, движение, вера – это что-то, что хочет и готово изменять нашу собственную жизнь и жизнь окружающих. Но вместе с тем не каждое дело само по себе является чем-то хорошим и правильным. 

Мы читаем во время Великого поста молитву Ефрема Сирина и просим о том, чтобы Господь не дал нам духа праздности и уныния. Но если мы посмотрим на греческий текст, то там стоят два слова с этим же корнем: «эргон», что значит «дело», и «аргия» – то есть «бездействие».  Это один из негативных полюсов, одна из опасностей жизни, когда человек от действия отказывается, когда он отпускает руки и просто пассивно плывет по течению, не пытаясь своей верой (верой в то, что Бог присутствует с нами во всех обстоятельствах) что-то изменить. 

А второе слово переведено как «уныние». Но это не вполне удачный перевод, по-гречески там тоже стоит слово, связанное с корнем «эргон», – «периэргия». «Пери» значит «через, вокруг»; и это слово лучше было бы перевести как «многоделание», суета, некая спираль, в которую закручивает человека этот постоянный стресс ежедневных дел, когда мы вроде бы что-то делаем, но результата нет, и эти дела только выматывают нас. Проходит день, неделя, год нашей жизни – и мы понимаем, что, несмотря на то что мы как белка в колесе крутились, на самом деле не продвинулись ни на один шаг вперед в отношении того, куда бы хотели идти. 

Если мы говорим о греческом языке, еще одно слово хорошо нам известно, где тоже находится в основе этот «эргон», эта «ургия» – это «литургия», буквально – общее, совместное дело, то богослужение, на которое мы сейчас собрались. 

И во многом можно провести параллели между тем, о чем мы прочитали в сегодняшнем Евангелии, и тем, что происходит здесь, на литургии. Проповедует Христос в Евангелии — звучит Слово Божие и на литургии – проповедь. Ко Христу приносят этого расслабленного человека – и мы приносим Богу во время Божественной литургии наши прошения, скорби, нужды и все вместе читаем записки с именами тех людей, которые особенно нуждаются в этой молитве. Христос подает отпущение грехов – и мы причащаемся «во оставление грехов и в жизнь вечную». Христос изменяет, восстанавливает расслабленного человека – и нас Он призывает к тому же через причастие Своих Тела и Крови.

И, наконец, Христос говорит расслабленному, чтобы он «встал, взял свой одр и ходил», и к этому же призывает нас Бог: взять те обстоятельства нашей жизни, которые ограничивают нас, которые вроде бы влекут нас и делают нас бессильными, и с помощью вот этого действия Бога, Его живой энергии Он призывает нас к тому, чтобы мы стали властителями этих обстоятельств. Чтобы теперь мы носили и определяли их, – и тогда действительно эта энергия, это действие, эта сила Божия будут определять каждый день нашей жизни. 

Аминь.  

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Исцеление и прощение расслабленного. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить здесь.