Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.
1Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
2И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Мф. 9:1-8
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Братья и сестры, в череде воскресных евангельских чтений сегодняшнюю историю об исцелении парализованного человека мы слышим несколько раз на протяжении литургического года. И каждый раз этот эпизод выглядит потрясающим.
Особенно то действие, которые описывает евангелист Иоанн – исцеление, произошедшее в купальне Вифезда, которая находилась недалеко от Иерусалимского храма, где сейчас находится Церковь Святой Анны.
Сегодняшний эпизод происходит в другом не менее знаменитом месте: в том городе, откуда родом был Симон Петр, где был его дом, и который был тоже своим городом для Христа – Капернауме. Самым интересным в Евангелии являются не столько чудеса, потому что в греко-римском мире было очень много чудотворцев, целителей, и физические исцеления происходили довольно часто — исцеления, вызывающие изумления толпы. Но наше изумление вызывают не столько эти чудеса, сколько те споры, которые провоцирует Христос, когда появляется и что то совершает.
Вокруг Христа все время разгораются споры – кто Он? И в сегодняшней истории тоже, потому что мы видим не просто того, кто имеет какую-то целительную силу, но Человека, Который имеет Божественную силу. И происхождение этой силы непонятно, и поэтому о ней можно только спорить. В сегодняшней истории нет таких выразительных деталей, как у евангелиста Марка или Луки. Мы ждем описания четырех человек — друзей, которые приносят ко Христу болящего и прокапывают отверстие в крыше, для того чтобы его спустить, все это выглядит потрясающе, как сценография.
Но евангелист Матфей более лаконичен: он говорит только то, что имеет непосредственное отношение к делу. Кто-то приносит, и Христос видит его веру и говорит в ответ: «Дитя, твои грехи прощены».
Чаще всего мы проходим стороной, не обращаем внимания на эти слова, но именно в них содержится самое главное. Именно они «взрывают» тех, кто наблюдает со стороны происходящее — книжников, сертифицированных богословов своего времени. Их реакция совершенно понятна, они возмущены неслыханной дерзостью Христа. Вот здесь происходит самое интересное, это то, что отличает христианство от всех других религий – именно Евангелие. Психология большинства религиозных людей – это психология наемников или поденщиков: «ты мне, я тебе», «я выполняю какую-то работу и получаю вознаграждение, и мы с тобой квиты». Христос являет совершенно другой тип отношений с Богом, который чаще всего остается неуслышанным.
Бог ценит дерзновение. На литургии перед молитвой «Отче наш» священник говорит: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением» — и это ключевое слово. Дерзновение это то, что отличает батрака от сына, потому что любой раб, любой наемник, который живет в доме, прислуживает своему хозяину, может быть очень старательно, для того чтобы угодить, может быть, рассчитывая на хорошую плату. Но, в принципе, его мало интересует, что происходит в доме, особенно то, что происходит в сердце хозяина, кроме того, что имеет непосредственное отношение к его интересу.
Христос говорит о дерзновении, потому что сыну, каким бы он ни был, никогда не безразлично сердце отца. Именно это дерзновение, именно эта открытость, способность на какие-то по-настоящему личные отношения, которые вовлекают всего тебя, есть у этих людей, и Христос их называет «верой».
Евангелист говорит, что Христос видит веру, видит это дерзновение и открытость сердца, которой лишены книжники. Здесь происходит самое главное, потому что в синонимическом ряду со словом «вера» стоит слово «прощение» и слово «грехи». Конечно, чаще всего грехи мы тоже используем как нечто морализаторское, как нечто, что обличает любого человека, просто чтобы кого-то поставить на место и обвинить: «это грех!», но в устах Христа это слово обретает совершенно другое звучание. Всегда интересно услышать, как все звучит в устах Христа, и вдруг это становится совершенно другим.
Христу важен не грех, а нам важен грех, когда мы хотим кого-то осудить, поставить на место или возвысить себя. У Христа этих проблем нет, для него важно слово «прощение».
Те, кто знает немецкий язык, знает, что слово die Verzeihung «прощение» однокоренное со словом «сын». Там, где возможно сыновье отношение к Богу, там происходит прощение, и оно действительно становится действенным. Слово евангельское, Слово Божье обладает некой силой, но в нашей жизни оно чаще всего оказывается дезактивированным, бездейственным.
Почему-то оно не взрывает наше сознание, когда оно взрывает сознание слушателей и тех, кто видит Христа. Потому что нужен ключ к активации, как в компьютерной программе, чтобы она начала работать – «введите ключ активации». А ключом является вера, которая опять же рифмуется с сыновьим отношением, с дерзновением и способностью открыть свое сердце навстречу Богу.
Богу нужна взаимность, и это нечто совершенно новое и неслыханное. И там, где есть эта взаимность, где на призыв Бога человек открывается до конца, происходит свое «аминь».
Там возможно чудо и физического исцеления, это лишь только внешний знак, не самый интересный. Это лишь внешнее подтверждение какой-то более глубокой реальности, в которой мы по-настоящему все нуждаемся.
Похожая история происходит у купальни Вифезда, потому что, вероятно, проблема с парализованными людьми, с людьми расслабленными была почти как пандемия. Много было людей, которые нуждались именно в такого рода медицинской помощи, но одновременно это указание и на то, что мы приходим достаточно беспомощными: младенец беспомощный, старики беспомощны… Какие-то лучшие годы жизни мы более-менее активны, но тоже понимаем, что не все можем, мы не всесильны. Человек, в принципе, как существо смертное, существо с ограниченными возможностями, в этом смысле существо расслабленное и парализованное. И лишь божественная сила, которая входит в нас, способна наполнить нас такой полнотой жизни, которая оказывается сильнее, чем наши недуги, наши немощи, наша смерть.
Поэтому в истории у купальни Вифезда Христос произносит другие слова. Исцеление сопровождается словами «Возьми одр твой и ходи», и это потрясающе свидетельство, потому что скорее всего именно это сказал Христос. И то, что потом в памяти Церкви, в памяти евангелистов запечатлелось и зарифмовалось с другим знакомым нам выражением: «Возьми крест свой и иди за Мной».
В любом случае то, что было знаком твоей немощи, твоей смертности, становится знаком победы Бога. Поэтому возьми одр, возьми крест твой, возьми эту силу Божью, которая действует в тебе — и ходи, ходи!
Поэтому сегодня, совершая Божественную литургию, совершая таинство Евхаристии, испросим у Бога этой благодати – иметь с Ним отношения сына, дочери, искренние, чистые, открытые, радостные. В надежде на то, что это единственное, что может преобразить отношения наши друг с другом, отношения с нашими близкими.
Потому что когда ты открыт к Богу, ты получаешь уверенность в том, что ты любимый сын. Что бы ни было — но ты сын, и это твое достоинство никуда не денется. И оно наполняет такой уверенностью, которое помогает по жизни при любых обстоятельствах идти смело и прямо, как сегодня сказал апостол Павел: «Относиться друг к другу с опережающей доброжелательностью».
Аминь.
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/