Память Святых царственных страстотерпцев

 
 
 

Иконы, история, проповедь

В Феодоровском соборе пять престолов и восемь престольных праздников.

17 июля один из них – память Святых царственных страстотерпцев, во имя которых освящен южный придел верхнего храма. (А до закрытия храма это был придел в честь святителя Николая и мученицы царицы Александры – небесных покровителей Царской четы.) В связи с тем, что царская семья была расстреляна ночью, в некоторых храмах нашей страны установилась традиция служить Божественную литургию в ночь на 17 июля. В Феодоровском соборе эта традиция установилась 10 лет назад: впервые ночное богослужение в память Святых царственных страстотерпцев было совершено в 2013 году.

Иконы царской семьи

Икона Царственных страстотерпцев находится в верхнем храме, она написана на пожертвования прихожан вскоре после канонизации царской семьи в 2000 году. Иконописец — Наталия Зельцер.

Память Святых царственных страстотерпцев

Эту икону сверху украшает фарфоровая иконка-медальон святого страстотерпца цесаревича Алексея «Посещение Пресвятой Богородицей преподобного Серафима Саровского». Вернулась в Россию эта икона сравнительно недавно, в 1993 году. А история ее появления такова.

Когда проходило прославление преподобного Серафима Саровского, царская чета прибыла на празднование в Дивеево. Императрица окунулась в святом источнике и молилась Господу и Божией Матери о сыне. Оттуда она и привезла эту икону. Когда же родился наследник, икону повесили над его кроваткой в Зимнем дворце.

Когда в мятежные февральские дни 1905-го вековая резиденция русских царей подверглась разграблению, сестра матроса Климентия Григорьевича Нагорного, находившегося при цесаревиче Алексее, поспешила во дворец. Вбежав в комнату брата, она увидела на стене икону, подаренную незадолго до этого наследником. Девушка сняла ее, спрятала с вещами брата и вынесла из дворца. Вскоре ей пришлось бежать в Карелию.

Память Святых царственных страстотерпцев

После Великой Отечественной войны сестра К.Г. Нагорного (имя ее осталось неизвестно) перебралась в старый русский дом в Хельсинки. Здесь она познакомилась с Сашей Турчаниновой, ждавшей там вызова в Америку. Ей она и передала икону как драгоценную реликвию, хранимую всю жизнь. Александра Борисовна Турчанинова пообещала при возможности вернуть ее в Россию.

В Америке, перед смертью, в 1991 году, Турчанинова передала икону своей двоюродной сестре Вере Александровне Форбс. Вера Александровна стала искать случай передать ее на родину. И вот, проникшись доверием к протоиерею Владимиру Сорокину, через свою знакомую передала икону для храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых.

Память Святых царственных страстотерпцев

В 2012 году, когда шла работа над созданием иконостаса верхнего храма, была написана еще одна икона. Этот образ располагается в иконостасе и является храмовым. Иконописец Иван Кусов, жертвователь — Мовлади Дарчоевич Блиадзе.

Проповедь 10 лет назад

Сегодня мы вспоминаем нашу первую ночную Литургию, совершенную 10 лет назад, и приводим проповедь настоятеля протоиерея Александра Сорокина:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Последние годы, 10-20 лет, эта июльская ночь – с 16 на 17 – становится особенной, памятной все большему и большему числу людей, особенно людям, знающим историю, а также людям православным, церковным. Хотя еще сравнительно недавно, в течение многих лет и даже десятилетий мало кто задумывался о том злодеянии, которое совершилось в эту ночь, в этом году уже 95 лет назад.

И то, что тогда совершилось, действительно долгое время было покрыто тайной, мраком секретности. А многие годы той эпохи, которую принято уже, взирая в историю, именовать советской, безбожной эпохой, было принято комментировать это событие даже с каким-то оправданием, – что тем самым начинались новые времена в истории нашей страны.

Но прошло это время, и многие люди начинают понимать, что злодеяние, совершившееся тогда, это не просто убийство благочестивой семьи, не просто желание расстаться с ненавистным для многих тогда, как казалось, прошлым, но что это очень символичное по своему страшному трагичному смыслу деяние, которое перечеркивает и прошлое, и настоящее, и во многом будущее.

И многие люди в этот день, в эту ночь размышляют о том, почему так случилось, какие уроки можно извлечь из этого события.

Принято говорить о том, с какой честью, с каким достоинством встретили свою смерть не только государь, но вся семья его. Принято говорить, ведь существует уже много известных материалов о том благочестии, которое отличало семью будущих царственных страстотерпцев.

Но хотелось бы сказать не только об этом, а о том, что отличало эту семью, наверное, от прежних государей. Может быть, какое-то особое предчувствие сто лет назад, предчувствие того, к чему идет страна, предчувствие того, что утрачивается та единственная основа, на которой можно утверждать и свою личную жизнь, и жизнь семьи, жизнь общества.

Хотелось бы вспомнить не только о том, что представляла собой семья государя как семья благочестивых христиан, а о том, что в центре их жизни, судя по всему, действительно была молитва, было богослужение.

Известно, что государь со своей семьей очень часто присутствовал на службе, конечно, не в этом Феодоровском, посвященном трехсотлетию династии, соборе, где он побывал, судя по всему, один раз в жизни, а в том Феодоровском соборе, который по праву именуется «государевым» и находится в Царском Селе. И действительно богослужение, молитва находилась в центре жизни царя.

Память Святых царственных страстотерпцев

Не будем говорить о том, как это отражалось на его других делах – политических, военных, государственных и, в широком смысле слова, общественных. Но важно отметить это предчувствие, которое, впрочем, не уберегло ни его самого, ни его семью, ни всю страну.

И когда мы совершаем эту память, мало только лишь сожалеть о содеянном в нашей истории, мало испытывать покаянные чувства, как это мы впрочем делаем всякий раз, приходя на исповедь. Важно обрести эту основу, ради которой мы собираемся в храм на Литургию, на богослужение не только в такие скорбные дни, но во всякий день, начиная с праздника Пасхи Христовой, когда Господь нас зовет на то общее дело –Литургию, смысл которого – это желание приобщиться к Правде Божией, к Правде Христовой.

И поэтому самое важное, что мы черпаем здесь – это то, чтобы укрепиться нам в этой вере во Христа Воскресшего, чтобы именно Он для нас стал тем Словом жизни, той пищей бессмертия, тем Солнцем Правды, которое есть единственное Слово, единственная пища, единственное Солнце над нами, в нашей жизни.

Аминь.

 

Видеозарисовка Людмилы Голубковой о ночной Божественной литургии 17.07.2013 г.

2013_Ночная Божественная литургия Феод.собор памяти Царственных страстотерпцев 17 07