Вопрос-ответ: почему в Феодоровском соборе воцерковляют младенцев до крещения?

 
 
 

Отвечает протоиерей Александр Сорокин.

«Почему у вас в соборе воцерковляют младенцев и вносят в алтарь до крещения?» 

1) Воцерковление до Крещения

Такой порядок предусмотрен нашим православным Требником, молитвы и богослужения в котором («требы», имеющие в виду духовные потребности конкретного человека) расположены в соответствии с хронологией жизни человека (от молитвы в первый день жизни, которую мало кто читает, до отпевания).

Именно в Требнике воцерковление младенца стоит прежде Крещения.

Строго говоря, это обряд 40-го дня после рождения, предусматривающий не только молитву о младенце, но и молитву о матери на ее вход в храм и возможность приступать к Причастию. Правда, этот срок соблюдаетcя не буквально, а плюс-минус.

Богословским обоснованием этого обряда является евангельская параллель с принесением Младенца Иисуса на 40-й день после Рождества в Иерусалимский храм (Лк. 2:22-23) — история, лежащая в основе праздника Сретения Господня. Неслучайно в конце воцерковления священник произносит молитву праведного Симеона «Ныне отпущаеши».

В большинстве храмов это делают, совмещая с Крещением (точнее говоря, немедленно после Крещения), по-видимому, из чисто практического удобства — «чтоб два раза не ходить».

В Феодоровском соборе воцерковление до Крещения не является обязательной нормой (возможно и воцерковление в соответствии с общепринятой практикой — совмещая с Крещением), но всё же мы стараемся склонить родителей, желающих покрестить своё дитя в нашем храме, к тому, чтобы сделать это именно так — торжественно, во время церковного собрания, как правило, в конце воскресной Литургии.

Вопрос-ответ: почему в Феодоровском соборе воцерковляют младенцев до крещения?Во-первых, в этом есть глубокий духовный смысл, основанный на Библии (о чем было сказано выше): подобно Христу-Младенцу, дитя приносят в храм, чтобы «представить пред Господа» (Лк. 2:22), а затем, после такого «представления», крестить.

Во-вторых, в этом есть, как говорят, миссионерский смысл, особенно актуальный в наши дни: ведь многие молодые родители, желающие крестить своих детей, имеют слабое представление о Церкви как о богослужебном собрании. И здесь уже не только младенец «представлен пред Господа», но и Церковь представлена перед этими людьми, малознакомыми с нею. Тем самым им, хотя бы мимолетно, демонстрируется Церковь, членом которой через Крещение станет их младенец (о Крещении как о вступлении в Церковь идет речь на предварительной беседе и именно там озвучивается приглашение прийти на Литургию для воцерковления).

В-третьих, этот трогательный обряд очень украшает службу и выглядит символично, напоминая всем присутствующим о том, что в каждом дитя потенциально рождается Христос. Его и встречает Церковь в лице священника, каждый раз произносящего великие слова радости – те самые слова, что однажды произнес старец Симеон, а потом навсегда запечатлелись в Евангелии.

2) Внесение в алтарь некрещеных

Речь идёт о младенцах, невинных блаженных существах, а не о «взрослых грешниках». И эта практика (внесение в алтарь младенцев до крещения, при воцерковлении) существовала в древности. Кстати, изначально вносили не только мальчиков, но и девочек…