Притча о богатом юноше

 
 
 

Проповедь иерея Вячеслава Завального в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Мф. 19:16-26

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Мы только что услышали евангельское чтение, которое повествует о некоем богатом юноше, приходящем ко Христу. Приходит он не из праздного любопытства, как некоторые другие персонажи Евангелия, не для того, чтобы увидеть какое-нибудь чудо. Он приходит потому, что ищет ответ на очень большой и болезненный вопрос, который его мучает. Юноша ищет ответ на вопрос о смысле жизни. Он ищет некой глубины, он ищет полноты бытия.

Из небольшого описания этого молодого человека, которое приводит нам евангелист Матфей, мы можем сделать вывод, что он был молод, успешен, обладал определенным положением в обществе. Но чего-то ему не хватало. И вот за этим он приходит ко Христу.

Более того, этот человек был не просто богат и успешен, он был еще и религиозен. Когда Христос говорит ему «соблюдай заповеди для того, чтобы спастись», оказывается, что юноша все эти заповеди соблюдает. Получается, что соблюдение каких-то религиозных предписаний не помогает этому человеку. Как бы парадоксально ни звучало, получается, что, в принципе, религиозная жизнь сама по себе не способна решить задачу, которая стоит перед молодым человеком. Не способна дать ответы на те глубинные вопросы, которые перед человеком возникают.

В какой-то момент человек, который начинает жить религиозной жизнью, не важно, какой традиции, понимает, что ничего в его жизни не меняется. Я соблюдаю заповеди, я исполняю молитвенное правило, я совершаю какие-то религиозные действия, прихожу в церковь даже, но ничего глубинно в моей жизни не меняется. Не происходит никакого коренного, фундаментального переворота. Получается, в какой-то мере мы можем с вами сказать, что религия «не работает». Религия в ее привычном смысле слова, в том смысле, в котором люди привыкли ее воспринимать, –  бесполезна.

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, как эту проблему можно решить. Христос произносит парадоксальные слова: «Все, что имеешь, продай и следуй за Мной». Когда мы слышим эти слова впервые, то возникает соблазн понять их в прямом, буквальном и … неправильном смысле. Действительно, очень легко подумать, что Христос говорит: «Продай все, что у тебя сейчас есть, раздай все – и иди».

Получается какая-то очень наивная, очень простая, очень плоская и некрасивая картина. Ты продал все – значит, спасен. Ты оставил что-то себе? Ну, извини, спасения не получится.

Но Христос говорит немного о другом. Точнее,  совсем о другом. Богатый человек не может войти в Царствие Божие. Богатый – тот, кто в Боге не нуждается. Богатый –  тот, кто привык, что все, что он имеет, все, чем он обладает, принадлежит исключительно ему.

«Я в жизни всего добился сам», – мы часто слышим такие слова и очень часто сами так, наверное, думаем и говорим. Так вот, пока человек думает, что все, чего он добивается, принадлежит ему: богатство, красота, праведность в какой-то мере –  этот человек, согласно логике сегодняшнего Евангелия, находится на совершенно неправильном пути.

Апостол Павел, переосмысляя историю с богатым юношей, говорит, что все призванные, все христиане должны жить так, как будто не имеющие. То есть все, что они имеют, на самом деле им не принадлежит: мы этим пользуемся. Мы лишь используем то, что Бог нам дает.

Сегодняшнее Евангелие  –  это призыв признать свою нищету. Нищету, которая не измеряется уровнем нашего дохода или его отсутствием. А нищету глубинную. Понять, что мы на самом деле бытийно ничем не обладаем, и все, что мы имеем, является уникальным, великим даром от Бога, начиная с самой нашей жизни, с факта нашего существования. И только в такой нищете, только в таком, не побоюсь этого слова, смирении, мы с вами сможем найти путь в Царство Божие. Путь в то Царство, где мы приобретем подлинное, настоящее и неумирающее богатство. Богатство любви, богатство жизни в Боге, богатство жизни друг с другом.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Притча о богатом юноше. Проповедь иерея Вячеслава Завального

 


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/