Встреча с богатым юношей

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в неделю 12-ю по Пятидесятнице.

В то время, юноша некий подошел к Иисусу и, кланяясь, сказал Ему: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Он же сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
Говорит Ему: «Какие?» Иисус же сказал: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя».
Юноша говорит Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?»
Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: «Так кто же может спастись?»
А Иисус, воззрев, сказал им: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».
Мф. 19, 16:26

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Рассказ о богатом юноше, который мы только что слышали в Евангелии, чаще всего приходится на одно из первых воскресений сентября. Именно на те воскресенья, когда мы в Феодоровском соборе проводим открытые встречи перед началом очередного цикла катехизации. Очень уместно звучит этот сюжет в контексте того, что приходят новые люди в Церковь. Один вечер в неделю в течение несколько месяцев они пытаются разобраться, в чем суть Евангелия. Кто я такой, будучи христианином? Хочу ли им быть?

Вот и евангельский юноша, который обращается ко Христу с вопросами, – это как будто образец человека, приходящего к нам. Когда говоришь вступительное слово перед нашей открытой встречей, иногда уместно привести этот образ, подсказанный Евангелием. Конечно, напрямую мы не спрашиваем: «Почему вы пришли на катехизацию?» Но вопрос о мотивации все-таки висит в воздухе. Что движет людьми, когда они тянутся ко Христу, идут в Церковь? Здесь не все очевидно.

Принято считать, что часто в Церковь человека приводит какая-нибудь проблема, несчастье, утрата, потеря – болезненные обстоятельства. Такое клише существует в сознании многих. Стало плохо или возникли какие-то проблемы: «Пойди поисповедуйся, с батюшкой поговори». Но евангельский юноша являет нам другой пример – у него все хорошо, все замечательно. Он соблюдает заповеди: «От юности моей сохранил я их», но чего-то еще ему не достает.

«Чего же не достает?» – он так и спрашивает Христа. И Христос ему озвучивает какие-то «перспективы», «требования», «рекомендации» – а на катехизации все как раз и проходит в форме рекомендаций. Но эти рекомендации повергают юношу в печаль. В результате он уходит и становится «печальным катехуменом»: катехизация печальна для него, потому что назад дороги нет. Он услышал то, что лучше было бы не слышать, потому что печалиться теперь предстоит всю оставшуюся жизнь.

И вот это сочетание радости и печали часто соседствуют в сердцах тех, кто становится на путь катехизации. Конечно, в первую очередь, радости. Ведь благая весть, Евангелие – это радость, радость о Царствии Божием, о спасении. И мы призваны дарить радость – правда, не всегда хорошо с этим справляемся, но Церковь должна дарить радость в этом мире. Особенно тогда, когда имеет дело с теми, кто впервые приходит к Ней. Когда берет на себя смелость возвещать Евангелие, его толковать, привлекать к нему — радость должна селиться в сердцах тех, к кому обращена наша проповедь.

Но радость часто соседствует с печалью от того, как мы порой далеки от Христа. Даже когда стараемся, когда изображаем из себя христиан – эта печаль очень типична. Об этой печали можно много говорить: с разных сторон, в разных аспектах, на разных уровнях. В том числе уместно сказать и о том, что печаль сегодня царит в сердцах многих христиан – особенно наших соотечественников, или, как говорят, в «ближнем зарубежье». На огромной территории, на которой каждый день звучало и звучит Евангелие, присутствует Христос Своим Словом, сияют кресты – происходит то, что не может не повергать в печаль. Печаль от того, что все происходящее так далеко еще от Христа и христианства. И получается, что катехизация – это наше неизбывное состояние, когда мы идем, идем ко Христу – и никак не можем прийти.

И вдохновляет лишь то, чем заканчивается сегодняшнее Евангелие. Слова, не до конца понятные, не до конца постижимые: «Невозможное человеку возможно Богу». Так что же это такое невозможное человеку, но возможное Богу? В конце концов, сие откроется нам, и мы возрадуемся Царствию Христову.

Аминь.

Иисус и богатый юноша. Проповедь протоиерея Александра Сорокина