Притча о богатом юноше

 
 
 

Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю 34-ю по Пятидесятнице.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Лк.18:18-27

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышим, как ко Христу подходит человек с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Этот эпизод встречается в евангельском чтении несколько раз в году, поскольку он описан в разных Евангелиях. Понятно, что речь идет об одном и том же, но человек этот описывается разными евангелистами по-разному. Вот сегодня это некто из начальствующих, как мы слышали. В другом Евангелии это юноша. Насколько это совместимо – вопрос. Еще в одном Евангелии просто «некто», не уточняется, кто он по возрасту и положению.

Отвечая на эти нестыковки, разбирая их, можно предложить, по крайней мере, два варианта.

Может быть, это один и тот же эпизод, который по-разному запомнился. Детали подзабылись, а потом стали реконструировать и по-разному рассказывать.

А может быть, другой вариант: это разные эпизоды, но типовые. И такой вариант – довольно правдоподобный. Ведь на свете есть действительно много хороших, добрых людей. Вошло в поговорку, что «мир не без добрых людей», и их достаточно много. Правда, сколько их, какой процент по отношению к людям плохим, негодяям, нечестным, — этот процент зависит от того, как мы смотрим сами на этот мир. Стакан полупустой или полуполный? Во всяком случае, таких вот хороших людей довольно много.

Это, назовем так, христианство в широком смысле слова, даже в необъятном смысле. И если сюда включить христианство в том или ином виде: то ли как быт, то ли как культуру, даже как идеологию, которую возводят на государственный уровень, то этого достаточно много в разных изводах, в разных прочтениях, в разных толкованиях. По большому счету, это не обязательно христианство, а вот такая честная, порядочная, религиозная, а может быть, даже не религиозная позиция – «быть хорошим человеком». И при этом быть в каком-то таком комфорте: все соблюдаю, живу по совести. «Не красть», «не убивать» – заповеди не сугубо библейские, их придерживаются очень многие люди, любой более-менее совестливый человек. И вот в этой необъятной, неисчислимой массе более-менее хороших, добросовестных людей, в том числе христиан, находятся люди, которые вдруг задумываются над своей комфортной, добропорядочной позицией.

Особенно когда перед ними оказывается Сам Христос, Бог, Тот, Кого и можно спросить: «Так ли уж правилен мой комфорт? По какой причине этот комфорт все-таки иногда чувствуется как какой-то ущербный, дискомфортный?» Эти люди чувствуют какой-то изъян, ущерб, как будто чего-то не хватает. И счастливы эти люди, когда у них есть, кого об этом спросить, у кого уточнить. В данном случае в Евангелии – Сам Христос, Бог.

Правда, человек этот не распознает Его именно Богом, и когда он Его называет благим – «что мне делать, Учитель Благий?» – он, скорее, говорит это из вежливости. Чтобы сделать приятное человеку. Но дальше все усложняется и оказывается не так просто.

Да, Христос отвечает на этот запрос, что все не так комфортно, как хотелось бы, но предъявляет такие высокие требования, что человек этот – хоть юноша, хоть начальник, хоть просто «некто» – отходит в печали. В этом сходятся все евангельские рассказы: он опечален.

Христос мог бы сказать: «Я же не тянул тебя за язык, ты сам спросил, вот и получи». Но вопрос задан и на него получен ответ.

Таких людей, конечно, меньше, чем тех, кто просто живет по совести, добропорядочно, и ничего не спрашивает. Но все же и их довольно много – тех, кто приходит с таким запросом, задумывается. И перед этими людьми открывается недостижимая высота требований Христа и неподъемность задачи, которую Он ставит на их же запрос. Ведь невозможно быть христианином в полной, совершенной мере. Есть такая поговорка: «Христианин на свете был один, и Его распяли».

Но еще значительно меньше тех, кто откликается на это невозможное требование Христа – раздать все, как Он здесь говорит, отдать всего себя, уничижить себя «даже до смерти» (Флп. 2:8), как это сделал Сам Спаситель.

Но все-таки есть примеры и таких людей.

Один из хрестоматийных примеров – преподобный Антоний Великий, память которого совершается послезавтра. Его икона есть у нас в нижнем храме рядом с Распятием, кисти отца Зинона. Антоний Великий – житие которого написал Афанасий Великий, это все четвертый век христианской эры, – будучи юношей, услышал это Евангелие в церкви, об этом с печалью отошедшем богаче. Сам он был из состоятельной семьи и реализовал этот ответ Христа на своей практике. Он в самом деле раздал все и стал монахом-пустынником, подвижником.

Притча о богатом юноше

Икона прп. Антония Великого

А сегодня – память другого древнего подвижника, который поступил примерно так же, преподобного Иоанна Кущника. Он жил в 4 веке в Италии, в Риме, и был сыном состоятельных родителей. В его руки попало Евангелие, и, прочитав хорошо нам знакомые слова, он оставил все, оставил семью, родителей, ушел в монастырь. Потом вернулся в отчий дом, правда, не в сам дом, а поселился неподалеку. Построил себе палатку, вот эту самую кущу, почему его потом прозвали «кущником», поселился там в виде нищего, бродяги, которого даже родители не узнали. Лишь после его смерти по подаренному ему в молодости Евангелию родители узнали в нем своего сына.

Вот такая история, разрывающая все шаблоны, все представления. Странная, не сразу укладывающаяся в голове история.

Удивительно похоже на житие Иоанна Кущника житие другого святого, тоже связанного с Римом, – праведного Алексия, человека Божия. Не будем сейчас пересказывать его житие, его память в конце марта, но повторим, что это тоже житие, разрывающее все шаблоны, барьеры, преодолевающее их – наподобие того, как Христос поразил воображение и запросы вот этого юноши из Евангелия.

Кстати, Иоанн Кущник и Алексий, человек Божий, здесь, в верхнем храме изображены на одной иконе [кисти Андрея Жарова] – вон там, за клиросом, напротив окон. По одной простой, удивительной причине: они являются небесными покровителями братца Ивана Алексеевича Чурикова, то есть его самого и его отца. Эту икону, оплатив написание своими средствами, подарило храму общество трезвости имени братца Иоанна, которое собирается каждое воскресенье в Доме причта в два часа дня. И сегодня за полчаса до их собрания, в полвторого, перед этой иконой будет совершен молебен.

Притча о богатом юноше

Икона прп. Иоанна Кущника и прав. Алексия, человека Божия

Вот такая история повторяется в разных вариантах в течение двух христианских тысячелетий. Иоанн Кущник, Антоний Великий, Алексий, человек Божий. Можно продолжать этот ряд более близкими нам по времени примерами. Буквально вчера в том же зале Дома причта был представлен фильм о Кьяре Любич – это праведница 20 века, девушка, которая тоже услышала Евангелие и вопреки всем мирским и даже церковным закономерностям восприняла это Евангелие как руководство к действию. И породила целое движение помощи тем, кто в этой помощи нуждается.

Получается некая пирамида тех, кто живет просто хорошо, а потом задается вопросом, – и она сужается все выше и выше. И на вершине лишь единицы.

На самом деле правильнее было бы описать эту реальность не только пирамидой, устремленной к вершине, но и сравнить с солью, которая осоляет мир, вдохновляет многих других, кто, может быть, не решится на такой подвиг, как эти уникумы. Мир ими благоухает, цветет, плодоносит – христианской добродетелью, Евангелием.

Вот то, что можно сказать об этом евангельском чтении, памятуя примеры подвижников древних и современных, о чем нам всегда напоминает Евангелие и жития святых.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Вопрос богатого. Проповедь протоиерея Александра Сорокина


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/